В выходные, наконец, добрела до самурайской выставки в Ветошном переулке. Точнее, это раньше она была просто самурайской, еще год где-то назад, когда я впервые увидела афишки про это в метро и решила, что неплохо бы сходить. В этом году это, как я понимаю, уже другая выставка, хоть и там же и приблизительно на эту же тему. Теперь там не просто самураи, но больше про историю с 47 ронинами и про Японию вообще. Впрочем, всегда же сложно рассказывать про какое-то одно культурное явление в отрыве от всей культуры страны вцелом.
В общем, добралась. Год спустя. Да, такие у меня скорости иногда:) Ну просто потому что чем думать, с кем сходить и приберегать события под какие-то гипотетические обстоятельства, ради которых звезды должны сойтись как-то особенно, нужно просто брать и делать, брать себя и идти.
В общем, тут будет много текста сейчас, потому что нормальные рецензии по существу не через призму собственной личности я писать не умею:) Речь идет вот об этом:
Самураи. 47 ронинов.
Про музеи мне по традиции сложно рассказывать и фотографировать. Мне кажется, что это такой личный экспириенс, который лучше испытывать самостоятельно. И если уж если изучать экспонаты по картинкам, то по профессиональным и желательно в сопровождении пояснительной статьи, написанной... кем-то другим, кроме меня:) (ох уж это "в интернете\книжке написано").
Но точно могу сказать, что мне понравилось. Очень. Потом весь день была под таким впечатлением, что даже не пошла в кино, чтобы не портить его и не перебивать.
Поскольку некоторое представление о Японии вцелом и истории 47 ронинов у меня было, все же эта страна входит в круг моих интересов, пусть представление получается и излишне романтизированно-анимешное, не то, чтобы у меня открылись глаза, и я узнала пласт чего-то принципиально миропереворачивающе нового. Скорее я вынесла с выставки россыпь интересных мелких фактов, которые меня теперь и радуют. Например, о том, что испанцы подарили японцам живого слона только где-то в 16м веке, а до этого о нем было известно из китайских картинок, которые казались такими неправдоподобными, что слоно- и тапиро-подобных существ (оба с хоботами) считали "баку" - сверхъестественными существами, пожирающими сны и кошмары.
По-моему, самое крутое в этой выставке - что это не просто залы с экспонатами, а там постоянно что-то происходит, какие-то мероприятия, мастер-классы, представления, экскурсии. Если правильно все спланировать, то можно провести там большую часть дня. Я, например, гуляла там 4 часа, почти как в какой-нибудь национальной галерее в Нидерландах:) И это вполне оправдывает очень высокую цену на входной билет.
Кроме человеческого интерактива здорово, что есть интерактив технический. Например, в одном из залов на длинную стену проекцируется будто живая картина средневекового города - нарисованные в классической японской манере человечки разных сословий идут по улице мимо тебя, едут повозки, проплывают здания, меняется погода и времена года, ты слышишь и звуки города, и музыку...
В интернете не нашла хорошую фотографию про это, придется вставить свою, с телефона.
Альбом:
Spring Mar 2014 Еще была одна замечательная комната, где на все 4 стены проецировался красивейший японский садик, в котором менялись времена года. На полу была дорожка из каменных плит, а вокруг - мелкие такие камешки, на которых были выведены узоры из линий. А за ширмой с помощью театра теней был показан человек, делающий сэппуку. Потому что 47 ронинов же...
Вот тоже коллажик из телефонных фотографий на скорую руку.
Альбом:
Spring Mar 2014 Вот не хотела делать фото вообще, но наличие девайса с камерой прямо-таки заставляет, руки чешутся... Хотя знаю же, что музей - сложное место для съемок, красиво все равно едва ли получится.
Здорово было, что большинство залов - и интерактивные, и просто выставочные - можно было исследовать практически в полном одиночестве. По крайней мере, в то время, когда я там была - а это где-то с 12 и до 15. Большие группы приходили с экскурсией, но так же и полностью уходили, когда про зал было все рассказано.
Кстати, я успела как раз к началу обзорной экскурсии по всей выставке, она по времени занимает час. Рассказывали про всякие бытовые моменты в залах с кимоно, самурайскими доспехами, нэцкэ, оружием... Ну и про титульную историю, конечно.
Вот тут самое время проиллюстрировать, что я имею в виду под "романтизированно-анимешным" представлением. Рассказывают, например, про оружие нагината (оно как копье с длинным загнутым лезвием, но по классификации совсем даже и не копье, вот) и что женщины из класса самураев учились им владеть и защищать свое жилище, и сразу в голове - хлоп! Вот так я испорчена:)
by antonique.
А вообще оружие выставлено красивое. Какие клинки, какая интересная информация про линию хамон, которая тут вовсе не испанский окорок, а линия, разделяющая металлы композиционного клинка при закалке лезвия, свойственная для японских мечей. Как хитро эти мечи были сработаны разборными и какие интересные и искуссно сделанные цубы\гарды у них...
Информации очень много, если читать прямо все-все таблички, можно зависнуть и еще на большее количество часов. Тем более, что есть там такой зал, где выставлены гравюры про каждого (!) из легендарных 47 и про каждого (!) лист текста в переводе.
Кроме обзорной экскурсии я еще сходила на экскурсию по залу с японскими "весенними картинками" - сюнга, эротическими гравюрами. Кроме того, что сами картинки довольно интересные для разглядывания, было еще интересно узнать про некоторые детали отношения японцев ко всему этому. Не то чтобы тоже что-то координально новое, но здорово, когда оно сформулировано одним пластом информации. О том, что обнаженное тело считалось менее неприличным, чем поцелуи, о том, что японцы рисовали огромным то, чем восхищались... О том, что стенки в домах были бумажными - и на эту тему там была пресмешная картинка! ^____^ Такая фантазия и такое разнообразие:) Классического осьминога не было, зато была лисичка, похожая на собачку. И еще разные мелочи, например, о том, что жена не должна ревновать к похождениям мужа, но и для мужа главным должна оставаться семья, и ужасно тонкая грань, когда отношения с куртизанкой становятся не приличными и осуждаемыми...
Еще там были шаловливые нэцкэ-сценки - если смотреть сверху, совершенно невинные, но стоит посмотреть снизу... И еще мужские одеяния с неприличными рисунками на подкладке:) По-моему, это ужасно изобретательно.
Кроме экскурсий и самостоятельных прогулок по залам я еще успела посмотреть кусочек демонстрационной чайной церемонии. Не всю, потому что там иногда столько всего, что некоторые мероприятия идут одновременно и приходится выбирать. А еще посмотрела кусочек показательных выступлений какой-то школы с японским оружием. И мне не хватило, к сожалению, терпения пойти на супер-подробную обзорную экскурсию на 3-4 (!) часа. Наверное, ее ведет какой-то супер-специалист... И не хватило терпения еще погулять там и дождаться демонстрации облачения в самурайский доспех и танца майко...
Вывод такой: здорово, что я подняла себя и заставила сходить и получить удовольствие:)