Новеллы Mo Xiang Tong Xiu как явление

Feb 24, 2020 16:54

Вообще-то я хотела написать про одну конретную новеллу, но потом как пошли общие мысли, и решила, что лучше разделить темы...

Я-то думала, что романтично-историчные корейские дорамы - это самое дно в моем представлении о хорошем вкусе. Но тут снизу постучали...
Это оказалось китайское фэнтази. Хуже того, фэнтазийные новеллы широко известной в узких кругах Mo Xiang Tong Xiu.

Нет, я давно знала, что мои знакомые восхищаются какими-то китайцами. Но у меня были мои корейцы, мне было достаточно, я совершенно не хотела падать еще и в эту пропасть, я твердо держалась пару лет. А потом я решила съездить на Новый год в Китай, и мне нужно было что-то для культурного погружения, и я наугад ткнула пальцем в "Магистра дьявольского культа" как самую трендовую вещь... И вот я сижу тут 2 месяца спустя:)

После аниме "Тетрадь дружбы Нацумэ" я писала, что хочу что-то более взрослое и жестокое про кланы изгоняющих духов, заговоры и политику. И вселенная дала мне практически именно это - даосская магия клубится, бумажные талисманы летают пачками, защитные круги чертятся, истинные лица скрываются за масками и веерами.
Может быть, я давно не читала фэнтази. Может, это ориентализм и любовь к фольклору в незнакомой обертке. Вообще мне сложно судить, насколько это уникальное явление, и чем именно оно уникально, потому что западному человеку оно непривычно антуражем, но вообще "фэнтази о заклинателях" не так уж редко в Китае.
Тут наверное будет странная ситуация, когда я буду давать много отсылок и сравнений к новеллам, про которые еще не написала в подробностях, но мне кажется, что основные читатели этого поста и так поймут, о чем речь:)

Я прочитала "Магистра дьявольского культа" с интересом, особенно последнюю треть. Параллельно я посмотрела 2 сезона аниме... ах, простите, в Китае это называют дунхуа, и дораму. Мне не хватает только прочесть мангу... ах, снова простите, маньхуа, но в четвертый раз перечитывать одну и ту же историю, просто в другом исполнении, я пока не готова. Хотелось бы сделать про это отдельный пост, но посмотрим, как пойдет.
Я проглотила "Благословение Небожителей" на одном дыхании, попеременно то захлебываясь от восторга, то покрываясь фэйспалмами от балагана, который там творится. Я давно не читала ничего настолько запоем, и это было невероятно приятно, эта штука процентов на 70-80 состоит из моих личных крючочков. Про нее я точно хочу написать отдельный пост.
Я просмотрела по диагонали "Систему "Спаси-себя-сам" для главного злодея", и хотя по ней сильно заметно, что это более раннее произведение автора, свой след она тоже оставила.



Все картинки в этом посте, кроме одной - из маньхуа "Благословение Небожителей"

Я всегда относилась к "любительской" литературе, то есть такой, которая не лежит напечатанная на бумаге в большом книжном магазине, с оттенком высокомерия. Но именно таких людей вселенная любит щелкать по носу, поэтому я свалилась с собственного пьедестала с грохотом:)



Сейчас такое интересное время, когда грань между "настоящей" литературой и "любительской" тонка как никогда. На Западе мы недавно имели "50 оттенков серого", которые при всех своих особенностях внезапно выстрелили так, как никакой фанфичек раньше. Да и оригинал к этому фанфичку тоже высоким искусством не назовешь. А в Китае у нас есть Mo Xiang Tong Xiu, ориджиналы которой изначально выкладываются по главам на определенном фанфиковом сайте, а теперь рисуются и экранизируются один за другим и захватывают мир.
И возможно именно потому, что автор сама принадлежит к той же целевой аудитории, для которой пишет, у нее и получается творить свою магию.
Потому что автор определенно делает что-то очень-очень правильное. Все ее произведения неидеальны и местами очень неровные, но при этом во всех хочется жить и творить что-то свое по мотивам. Хочется любить ее персонажей и разбирать по косточкам их поступки, хочется их рисовать, косплеить, писать фанфики, играть в ролевые игры, брать себе их имена никнеймами, придумывать шутки и анекдоты, петь каверы на вступительные песни, часами рассматривать, как все это делают другие.
Хочется быть адептом пика Цинцзин, восхищаться своим строгим и высокомерным Учителем и мечтать побить идиотов с соседнего пика Байчжань, потому что ну обнаглели уже! (качественная магическая школа с факультетами - это всегда вин, доказано Гриффиндором против Слизерина)
Хочется выбрать себе клан, и цвет, и символ - что тебе больше по душе: лотосы, воздушные змеи и колокольчики из Пристани Лотоса или книги, гуцини и кролики из Облачных Глубин?
Хочется просто долго-долго идти в гости в Монастырь Водных Каштанов по солнечным тропинкам в горах, поросших пламенеющими кленами, устать, сесть и отдохнуть там и перекусить завалявшейся в рукаве паровой булочкой (главное - не той едой, которую готовит местный настоятель, это важно!)
Все эти миры невероятно живые и приглашающие, так что ты просто не можешь устоять. Они с порога протягивают тебе чаечек и домашные тапочки. Ты очень хорошо их видишь даже до визуализации в дораме, еще на этапе буковок на экране.



Ну и персонажи, конечно же! Ты им сочувствуешь, ты выбираешь любимчиков, ты радуешься каждой сцене, в которой они появляются, ты хочешь, чтобы у них был хэппиэнд, ты переживаешь за них и набрасываешься на знакомых с их новостями... и с удовольствием страдаешь вместе с ними, ложками ешь стекло, пересыпанное сахаром и политое кровавым клюквенным вареньем. Потому что автор в точности знает, как заставить читателя переживать. Это как с фильмами ужасов - мы смотрим их, чтобы пощекотать нервы, ужаснуться и почувствовать себя на эмоциональных американских горках. И для этого же мы смотрим дорамы и читаем китайские новеллы - чтобы сердечко трепетало. Азиаты умеют это как никто.
Я редко плачу над фикшном вот так чтобы с настоящими мокрыми слезами (хотя после знакомства с азиатами уже чаще), но после ТЕХ двух сцен в Небожителях мне хотелось бросить планшет о стенку и не читать больше никогда, потому что там такое...
Но дело даже не только в сочувствии со стороны. Как и в случае любого произведения, построенного на преодолении персонажами моральных дилемм (а это лучшие произведения!), ты не можешь не задумываться в том числе и о себе, своей этике и мировоззрении. Хороший фикшн всегда расширяет твое представление о гипотетических ситуациях и чем про большее ты знаешь, что оно бывает и что так тоже можно, тем легче тебе потом адаптироваться в реальности. На кого из персонажей ты похож в душе и почему, нравится тебе это или нет, оправдываешь ты его и себя или нет? Смог бы ты поступить так, или нет, и как тебе теперь жить с этим? Вэй Усянь ты или Цзян Чэн?:)

Это все было бы уже хорошо, но плюс к миру и персонажам у нас есть приключение и интрига, в которой действительно интересно разобраться - кто виноват, кто что сделал много лет назад, почему злодей такой злой (и не надо ли его пожалеть... упс, опять моральная дилемма). Вот правда, мне было совершенно все равно, кто у Мартина сядет на Железный Трон, но тут интересны все флэшбэки, хочется все расследовать и во всех локациях побывать.

И вся эта качественная игра с воображением и эмоциями читателя\зрителя требует таланта автора, и было бы глупо его отрицать.

Есть только одно маааааленькое но, которое заставляет меня быть аккуратнее с рекомендациями этих вещей направо и налево и делает их достаточно специфичными. Это экстремальный броманс, очень крепкая мужская дружба... если вы понимаете, о чем я:) Автор - все-таки девочка с фанфикового сайта, и у нее есть определенный пунктик на яое... ах, простите-простите, даже в Японии теперь это называют уже не так, а BL, а в Китае мы это называем данмэй.
Может быть, если про эту особенность не знать, то в дорамах и дунхуа ее можно просто не заметить. Но я знала, поэтому эксперимент провести не удалось:) Все-таки Китай - страна достаточно консервативная и бдит на поверхности, вырезает все, что не вписывается в традиционные духовные скрепы. А сценаристы в глубине в свою очередь будто соревнуются с официальной цензурой и проверяют, как много они могут запихнуть и остаться безнаказанными:) А шипперы были и будут всегда, и тут им даже стараться высматривать не надо.
Т.е. теоретически, наверное, если не хочется видеть определенные грани, на них достаточно легко закрыть глаза. Особенно в том, что выходит "официально". Так что мне кажется, что даже знание о таком но не должно останавливать от просмотра. Каждый может видеть только то, что хочет и что ему комфортно. Это лицемерно, но удобно.



Чтение - чуточку другое дело.
В этом плане "Магистр дьявольского культа" особенно удобен, потому что очень неровный - в нем по пальцам одной руки можно пересчитать сцены, которые не могут трактоваться как "ну, они просто очень преданные друзья". Но зато те, которые есть, случаются внезапно и на полную катушку:) Но во-первых, все это происходит совсем в конце, где-то на 90% прочитанного, во-вторых, как раз из-за неровности есть достаточно четкие границы и можно просто не читать избранные главы и экстры типа "Курильницы".
В "Системе "Спаси-себя-сам" для главного злодея" выделять "неприличное" сложнее, и там оно - порнушка гораздо более... в стиле плохого шипперского фанфикшна со всеми его ужасными не совместимыми с биологией тропами.
А вот "Благословение Небожителей" в этом плане гораздо ровнее. Там не происходит практически ничего внезапно такого, но при этом оно пересыпано перчиком в виде отдельных легких, как крылья бабочки, прикосновений и поцелуев, крепко вписанных в основной сюжет, и юста.

BL - вообще интересный жанр c исследовательской точки зрения. Не то, чтобы я сейчас для себя его открыла, мой основной фандом - Star Trek, там практически изобрели слэш:) Так что я имела некое представление и знала, что мне норм.
Но все же это хорошее поле для исследования собственных границ восприятия и людей вокруг себя:)
BL пишется девочками и для девочек, как это ни парадоксально. Очень интересно, как это работает. И почему это хуже работает в противоположном составе - историй о крепкой женской дружбе (если вы понимаете, о чем я) мне попадалось значительно меньше, хотя и они несомненно есть. При этом такие произведения почти не касаются социальной составляющей, говоря об отношениях между людьми одного пола, т.е. противостояния "человек vs общество", а также не передают тонкостей психологии мужских персонажей. Оно пишется не про это, а про Большое Личное Чувство, которому не ведомы преграды.
Я всегда относилась к этому жанру с тем же высокомерием, что и к "любительской литературе". Потому что да, да, это совершенно фанфиковый жанр, просто сейчас границы очень размываются. Я всегда была такая, мол, если кому-то это нравится - я не буду думать о нем хуже, но сама я никогда не опущусь... Ха! Иногда если сказано, что что-то таргетировано на девочек, то оно правда внезапно работает именно так:) Тропы, сюжетные повороты, особенности описания отношений, заставляющие сердечко трепетать, шлифовались годами и набрали потенциал бить сразу в печень, минуя мозг.



Эти персонажи братья. Кровные братья, все в порядке :Р

Причины, по которым это работает, я смогла выделить такие:
- два красивых длинноволосых эльфа всегда лучше, чем один;
- возможность прикоснуться к запретному плоду всегда возбуждает;
- преодоление - даже если не в сюжете, то в мозге читательницы, ведь чем сложнее и необычнее преграды Большому Личному Чувству, тем лучше;
- концепция "чистой любви" - и это главное, я считаю (а остальные причины больше говорят о том, почему именно мужчины, а не женщины). Читательнице максимально не хочется подгонять себя под ассоциации ни с одним из персонажей, ей хочется подняться над всем этим (гендер - социальный конструкт), над условностями, устоявшимися ролями и последствиями отношений и перейти в некий вообще бесполый план, где все возможно и важны именно чувства, а не ограничения, накладываемые приземленными человеческими обертками. (у Mo Xiang Tong Xiu правда все равно дело почти всегда заканчивается свадьбой, но это девочки тоже парадоксально любят);
- да просто предрасположенность и предыдущий положительный опыт.

Про это на самом деле можно анализировать очень долго и с разных сторон. Но я пока остановлюсь на таком пунктире.

По поводу последнего пункта я покопалась в себе и припомнила, что меня аниме испортило на самом деле очень давно:) Во-первых, одним из первых аниме-сериалов, которые я посмотрела, был Gravitation, и я помню сюжет, помню сложности в отношениях персонажей, но при этом у меня абсолютно вылетело из головы, кем они там были, мальчиками или девочками. Прямо настолько, что я даже начала сомневаться - может, я с какой-то цензурой смотрела? 0.0 Ну можно же в субтитрах добавить одному из персонажей женский род, например? Но нет, все-таки такой цензуры не было. А все потому, что это было совершенно не важно. Вот так эта универсальность и работает, и я лично люблю, когда не важно.
А во-вторых, во втором аниме-сериале, который я посмотрела (кто мне это рекомендовал тогда вообще?) - Fushigi Yuugi, был совершенно прекрасный персонаж, жизнерадостный кросс-дрессер Нурико. И с ним впервые было так запутано... и интересно - кем он себя воспринимает? кого любит? а что, так можно? (Также это была хорошая прививка перед дорамами и вообще введение в азиатский сторителлинг, потому что его смерть - одна из двух самых эмоционально меня потрясших (вторая - доктор Грин из "Скорой помощи"). Недавно в процессе самокопания нашла ролик на ютубе... и задевает до сих пор, никто не умирает так, как Нурико (Ван Рин мог бы быть близок, но он выжил, корейцы слишком добрые)).



Есть определенная категория людей, которые читают\смотрят именно ради ВL:) Я не имею ничего против, но мне все же интереснее сюжеты, мир и персонажи. Вот в скоро посмотрим, что сотворит китайская цензура с Благословением Небожителей. Уверена, это все равно будет хорошо, потому что главное останется на месте ^_____^

image Click to view



Пожалуй, на этом я пока остановлюсь. Когда автор напишет еще одну новеллу, я ее буду читать. Другие - пока не планирую... хотя иногда в инстаграме попадаются такие арты, что интересно, кто все эти персонажи и как именно они страдают:)

книга, дорамы

Previous post Next post
Up