- Откуда дровишки?
- Из лесу, вестимо.
Отец, слышишь, 3,14здит, а я отвожу.
(В лесу раздавались шлепки по @балу).
- А что, у отца-то - большая семья?
- Семья-то большая, да х@ли в ней толку?
Как 3,14здить - нас двое;
Как жрать - все бегут…
Современный фольклор.
Но давайте будем разбирать проблемы по порядку. По мере их поступления, как советовала Гудрунн Гьюкисдоттер. Сама эта дама свои проблемы решала на раз-два. Почему бы и не послушать компетентного человека?
Итак, пункт №1. Враньё.
Массовое сознание засоряют два архетипа.
Дети - это личинки, не имеющие собственных мозгов. Детёнок - что мешок: чего напихаешь, то и будет в нём лежать. Сам же он ничего выдумать неспособен, ибо нечем пока.
(И вообще человек, как известно, начинается с кандидата наук).
- Дети - это няшечки, ути-пути ангельчики. Святые существа, совершающие покакушечки зефиром, пропердольчики Дзинтарсом. Устами их глаголят Б-г, Мать-Природа и проч.
Если вам на ботинок написал котэ - значит, он вас любит. А если на ваши штаны написал деть - это Б-г излил на вас амброзию и благодать.
Чужих детей не бывает, и кто женился на даме с тремя малышами и всем дал высшее образование - тот благ, яко праведник. Стоп, нет, почему? Он просто поступает нормально. Ибо как раз для этого был рождён. До полноценного праведника ему ещё ого-го сколько.
Даа, а потом этожеребёночки растут и портятся, все мы скоты, нам у детей учиться и учиться.
(О том, как и почему, по мнению приверженцев данной теории, портятся ангелы, мы ещё поговорим поподробнее).
Так вот.
Как ни грустно расставаться с иллюзиями, обе теории совершенно неверны. С точки зрения психики и психологии, дети - полноценные люди. Более того, у них, у детей, те же самые проблемы, что и у нас с вами.
Просто в силу того, что люди-дети успели прожить меньше нашего, жизненный опыт у них меньше (ваш КО), а следовательно - меньше набор фактов, которыми ребёнки могут оперировать для сравнения и оценки новых ситуаций.
Меньше у ребёнков и социальный опыт.
Это обстоятельство в значительной степени создаётся искусственно, взрослыми.
Ребёнков старательно оберегают от «реалий жизни». И это правильно.Самое грустное зрелище - маленькие человеки, рассуждающие и поступающие по-взрослому рационально. Обычно - это дети с искалеченным детством, лишённые взрослой заботы.
Те, чьи родители - асоциальные элементы.
Или те, чьё младенчество и детство прошли в горячих точках.
Или выросшие среди чужих и злых людей.
Мне, к сожалению, приходилось встречать таких детей, и по работе, и просто в жизни. Впечатление тяжёлое, в первую очередь потому, что эти рассудительные, обжёгшиеся на молоке люди внешне выглядели, как обычные дети.
Сдержанные и закрытые, осторожно расстающиеся с информацией. Тратящие полученную денежку не на игрушки, картинки и сладости (хотя всего этого ребёнку явно не хватает), а на носки, мыло, продукты, по возможности - долгого хранения. Оставляющие полбутерброда младшим братикам. Аккуратно стреляющие пару сигарет для мамки, чтобы, когда она проснётся с похмелья, хоть ненадолго оттянуть мордобой.
Знающие, когда нужно проявить подчёркнутую вежливость, а когда эффективнее мат.
Ради выживания без сожаления забывающие о стыде, не боящиеся боли.
Умеющие самостоятельно заботиться о ночлеге и гигиене.
Вот не нужна детям подобная трезвость мышления, тем более - ТАКОЙ ценой.А так - у малышей те же заботы, да. Скажем, та же формула, в которую они по малолетству подставляют немножко другие значения.
Не «смогу ли я поесть завтра», а «Марь Васильна сказала, что конфеты только после обеда - ыыы».
Не «я узнал о факте коррупции, как сообщить об этом, чтобы меня потом не нашли в болоте», а «Марь Васильна спрятала конфеты, а Петька взял одну без спроса и говорит, что кто скажет - тот ябеда».
Детские проблемы кажутся нам пустяшными именно потому, что формулу наполняют смешные маленькие объекты - конфеты, резинки для волос, мокрая простыня, совочки и куколки. Но формула ведь та же!
Итак, могут ли дети врать.
Исключаем случаи ФАНТАЗИИ. Когда у ребёнка под кроватью живёт и кусается Бука, дерево во дворе умеет петь песни, а по электропроводам ездят в трамвайчике гномики - это не враньё, это ребёнок строит сказку и живёт в ней.
И только самые тупые взрослые, верующие, что ребёнок - это мешок, содержимое которого не изменяется, способны назвать сказку враньём.
Помните, у Чуковского:
- Почему вы питаетесь человеческим мясом?
- Мне в детстве прочитали сказку «Кот в сапогах».
Фантазию исключили. Рассматриваем случаи конкретно вранья.
Опять же, если не считать ребёнка ходячим зародышем, который вякает что попало без ума и которого слушать в принципе не стоит, то нужно признать:
- Дети иногда врут. Как и все люди.
- Не всегда. А вот именно иногда.
- Дети, как и взрослые врут: от страха; ради выгоды; из чувства мести (оговор).
Совершенно непедагогично, отследив враньё, непременно наказывать ребёнка за него. Разумеется, смотря по ситуации.Если ребёнок врёт от страха, то наказание этот страх ещё и усугубит, в следующий раз враньё от страха будет изощрённее и тоньше, правдоподобней.
К тому же, откуда вот вообще взялось убеждение, что ребёнок ни за что не должен врать? С точки зрения ребёнка, взрослые как раз непрерывно врут.
- Мам, купи мне вот это.
- Нет, сынок, у мамы денег нет.
И через 5 минут на глазах у сына мать покупает скучные картошку и сардельки. И сын своими глазами видит, как она отдаёт продавцу - что? Правильно, деньги, которых, по её словам, у неё якобы нет.
Маленький опыт речевого общения не даёт детям возможности адекватно оценивать иносказания, экивоки и эвфемизмы. Поэтому дети убеждены, что взрослые то и дело врут, и элементы вранья кажутся ребёнкам чуть ли не признаком взрослости. А ведь так хочется быть большим!
Сижу тут. Рядом делают уроки 3 девочки. Одна говорит другой:
- Наш классный руководитель… Мы про него такое узнали!
- Что, что?
- Представляешь… Только ты никому. Оказывается, он - царь!!!
- Нуу… царь… А где же его королевство тогда?
- Не знаю. Не сказал. Наверное, враги его из королевства выгнали.
- Да врёт он всё, наверное, - вклинивается третья.
- Нет. Не врёт. Потому что он сказал: он не только царь, но и бог. А боги не врут. «Я, - говорит, - у вас царь и бог».
- Хи-хи, бог! В заброшенном туалете живёт?
Разные этапы развития доверия к взрослым вообще и к значимым взрослым. Ну и, разумеется, разные типы восприятия личности учителя. Или тоже разные этапы?
Ну, и остальные варианты вранья.
Они встречаются реже, но не так редко, как может показаться. Причины у них далеко не всегда связаны с изначальной порочностью натуры врущего ребёнка. (А то у нас оч любят пихать куда надо и не надо «генетику»).
Рассмотрим хрестоматийный пример. Помните, у Н.Носова? Мальчик сожрал варенье, а остатками измазал лицо спящей сестре. Мама увидела, сестру наказала, а врунишке ещё варенья дала.
На первый взгляд - какая-то запредельная в своей осмысленности подлость характера. Но, если мы рассмотрим ситуацию, выйдя за рамки приведённого факта - наверняка увидим детскую ревность, суровую ответку за ситуации, когда младшей всё прощалось (к обиде старшего), возможно - забытый вроде бы случай, когда нашалила младшая, а прилетело старшему, и т.д.
То есть, к подобному поступку мальчика подтолкнули - конечно, по недомыслию и невнимательности - те же взрослые.Маленькие Дэмьены, к счастью, большущая редкость.
картинка на этот раз с
http://yavix.ru