И снова о суррогатах.

Jul 09, 2017 18:42

Разные миры.
Когда мы говорим о советском периоде, мы представляем его себе примерно таким же, как сегодняшнее время, с учётом товарного дефицита, нехватки импорта, очередями на машины и т.д.
На самом же деле, хорошенько представить себе "совок" тому, кто в нём не жил, или жил, но захватил самый краешек, так вот запросто не получается. При внешнем сходстве (те же улицы, тот же парад на 9 мая и крашеные яйца на Пасху) - это был совершенно другой мир, с другой системой ценностей и совершенно особой ментальностью.

Для примера приведу сравнение с другим исчезнувшим миром, ещё более давним.



Мой прадед до революции жил на Остоженке. Он был рабочим кожевенного производства, и трудился на заводе возле Павелецкого вокзала. Когда зае было 5 лет, я водила её на этот завод. Он уже не действовал, но пустые цеха стояли на месте. Вокруг цехов на полкилометра распространялась жуткая вонь.
В этой вони когда-то прилежно трудился мой прадед. Он не хворал, не позволял себе приходить на работу пьяным или с похмелья, слушался начальство. Прадеда ценили.

Каждое утро прадед отправлялся на завод с Остоженки. Пешком. Смена длилась 10 часов. Потом прадед плёлся назад.
По городу ходила конка, но для рабочего было немыслимо ездить на ней. Обратите внимание: не "дорого". Немыслимо, странно. Чай, не чиновник.
Если рабочий пользуется конкой - либо хворый и потому негодящий, либо вольнодумец, - гласило общественное мнение.

В воскресенье прадед "гулял". С этой целью обряжался в шубу на хорьковом меху и кожаные лакированные галоши - прилежному рабочему платили хорошо, он мог себе это позволить. В хорьковых мехах, окутывающих квалифицированного рабочего, никто не видел ничего странного.
Иногда приходили гости. На стол ставились серебряные предметы сервировки - всё не хуже, чем у других. Правда, это "серебро" было так называемым "польским" - серебряное покрытие, нанесённое на латунную основу методом гальванопластики. Но внешне всё выглядело "как у людей".

Жил же прадед со своей семьёй в подвале. В первые годы после переселения в Москву комнату в подвале семья делила с другой семьёй. Потом прадед стал хорошо зарабатывать, смог позволить себе отдельную каморку.
А вот отдать сына в гимназию он не мог и мечтать, закон не позволял.

Хорошо или плохо они жили?
Дедушка мой вспоминал те годы, как хорошие, сытные и вольготные. С другой стороны, переживший 1919 год иначе и не мог вспоминать о "прежнем" времени.

Точно так же и с советским периодом. Кто-то сравнивает его с 1990-ми, и считает, что жилось шикарно. Кто-то застал самый обвал, с талонами и километровыми очередями, и на собственном опыте говорит, что "совок" - это кошмар.
А это был просто-напросто другой мир.

Давайте же попробуем в очередной раз представить его себе, хотя бы частично.

Пироги с сюрпризом.



В прошлый раз немало говорилось о древесине. Наш сегодняшний герой - саговая крупа - имеет к лесной промышленности отношение чисто номинальное, но всё же.

Натуральную саговую крупу добывают из ствола саговой пальмы. Подчёркиваю: не из плодов или там цветов. А прямо из ствола. Для того, чтобы получить саго, пальму спиливают, затем раскалывают её ствол вдоль. Внутри - несколько десятков килограммов белоснежных комочков.

Саговая пальма растёт в экзотических странах, например в Полинезии. В более холодных широтах выращивать её в промышленном масштабе нереально. Естественно, что во времена детства моего дедушки саговая крупа относилась к группе "колониальных товаров" и была довольно дорогой. Саговую кашу использовали для начинки пирогов, есть её как самостоятельное блюдо могли себе позволить только обеспеченные господа из "чистой" публики.

Ну, и был придуман способ вырабатывания эрзаца популярной саговой крупы.
Процесс осуществляется в барабанах. Обычный крахмал увлажняется паром, затем скатывается в комочки. Комочки высушивают, снова увлажняют и ещё обкатывают, так несколько раз. На завершающем этапе крупинки шлифуются и становятся заманчиво полупрозрачными.
Пироги с саговой крупой были популярны до конца 50-х, а в деревнях - и дольше. Основная фишка этих пирогов такая. Крупинки в процессе приготовления никогда не слипаются. Поэтому, стоит жадно откусить пирог, как из него на стол дождём сыплется саго, подпрыгивая там и сям.
Умение есть пироги с саго было одним из обязательных правил хорошего тона в советском застолье, а вырывавшиеся на свободу крупинки доставляли немало радости детям.

Производится саговая крупа и в наши дни. Напоминаю, что это голимый крахмал, впрочем, натуральное саго - это тоже практически чистый крахмал)))

Сладенького хоцца.


Другой официальный советский эрзац - это сахарин. Обычно его воспринимают, как примету трудных времён: в литературе и кино сахарин связывается с гражданской войной, разрухой и другими гадостями.
Однако история сахарина значительно сложнее и романтичнее.

Появился сахарин на свет в 70-х годах XIX века, причём появился случайно.
В лаборатории профессора Ремсена (США) работал некто Фальберг, этнический немец, выходец из Российской Империи. По русской традиции, он практически каждое блюдо ел с хлебом.
И вот, как-то за обедом Фальберг взял хлеб и обнаружил, что тот сладкий. Удивившись, химик переменил кусок. Но хлеб тоже был сладким и совершенно не годился к супу.

Супруга химика с удивлением наблюдала за его метаниями над корзинкой с хлебом, а затем, будучи спрошена, категорически заявила, что хлеб совершенно обычный, никакой сладости в его вкусе она не ощущает.

Тогда учёный сообразил, что сладость - не на хлебе, а на его собственных руках.

Так и было: перед обедом он работал в лаборатории с неким веществом, и потом плохо помыл руки. Счастье, что вещество оказалось неядовитым)))
А было это вещество - соединение сульфаминно-бензойной кислоты. Заинтересованный Фальберг принялся исследовать его, пробовать на вкус (чего до случая с хлебом никому не приходило в голову). Так и был открыт сахарин, вещество слаще сахара в 300-500 раз (!).

В СССР сахарин выпускался в ограниченных количествах - как сахарозаменитель, предназначенный для лечебного питания больных диабетом и страдающих ожирением (в СССР их называли "тучники"). "Диабетчики" и "тучники" получали от врача рецепты, по которым потом покупали сахарин в аптеках.

Разработанные к тому времени на Западе заменители сахара, вроде популярного сейчас цикламата кальция, в СССР разрешены не были.
(Этим и объясняется "волшебный вкус" советских газировок - они делались на чистом сахаре. Вкус у продуктов с заменителями всё-таки немного другой).

Кроме сахарина, в СССР имелся в продаже всего один заменитель - сорбит. Он продавался в магазинах, а иногда удавалось "достать" и сладости на сорбите, в основном мармелад и зефир.

Что стоишь, качаясь, красная рябина (с).


Сорбит получил своё название от Рябины Обыкновенной, по-латыни - Sоrbus aucupаria. В её плодах содержание сорбита выше всего, но можно найти его и в плодах растений других видов.
Интересно, что сорбит - никакой не сахар и вообще не углевод. Это шестиатомный спирт.

В отличие от тех же сахарина и цикламата кальция, сорбит имеет калорийность: примерно 4 Ккал на 1 грамм вещества, примерно, как сахар-рафинад (!).

То есть, для больного диабетом имеет смысл выбирать между сахаром и сорбитом в пользу последнего. Для всех прочих - нет.

Ещё одно интересное свойство сорбита - его гигроскопичность. Те самые мармелад и зефир, в которые добавлялся сорбит, высыхали не так быстро, как их аналоги на сахаре, то есть - дольше сохраняли привлекательность для потребителя.

С этой целью сорбит используется и в наши дни.
Используется он и для изготовления сладостей "без сахара".

Имейте в виду, что сорбит, параллельно, ещё и неплохое слабительное. Это не афишируется, но придурковатые дамочки, готовые ради похудения без усилий тащить в рот цисты солитёра, выжимки эфедры и прочие мерзости, давно распознали это его свойство и пачками трескают сладости на сорбите, ожидающе косясь в сторону санузла.
Для справки - систематическое растройство желудка убивает внутреннюю симбиотическую флору и приводит к дисбактериозу, а уже он - к разным прочим болезням, иногда тяжёлым.

Помните об этом, и будьте осторожны с сорбитом. Ищите его на этикетках среди добавок, когда выбираете зефир, пастилу и проч.

Лучший подарок, по-моему, мёд (с).


К мёду в нашей стране отношение всегда было нежное.

Скажем, в те поры, когда Церковь не была отделена от Государства, бдительные верующие определили, что мёд - это постная пища, а вот сахар - скоромная.
Возникает естественный вопрос: с чего бы? Скоромная пища - это ведь продукты животного происхождения, а сахар делается из растений!

Дело в том, что в те далёкие времена при производстве сахара на каком-то этапе использовался фильтр из дроблёных костей. Всё, этого краткого соприкосновения с "убоиной" было достаточно, чтобы верующие избегали сахара в периоды постов.

Было даже изобретено особое кушанье - "постный сахар": для тех, кому невмоготу без любимого продукта. Постный сахар - не что иное, как помадка, сахар, перетопленный с водой до аморфного состояния.
"Выварилась вся убоина", - беспечно полагали верующие, и ничтоже сумняшеся кушали сие яство, теша утробы, Милонова на них нетути!)))))


Постный сахар продавался и в СССР. Иногда он делался в виде конфеток, обладал более нежной консистенцией, и тогда назывался "помадка". В эту помадку, кроме собственно сахара, воды и неизбежных красителей, порой добавлялось кое-что настолько гадкое, что одна мысль об этом компоненте может заставить нервного человека навечно присесть на диету.
Но об этом - в следующем разделе.

Итак, мёд.
О жизни пчёл и о том, что они вытворяют у себя в улье, можно рассказывать бесконечно. Но это заслуживает отдельных постов.
Поговорим о насущном.
Мёд, как вы все знаете, делается пчёлами из нектара цветов. От цветка до сот капелька нектара доходит, несколько раз передаваясь пчёлами друг дружке изо рта в рот. При этом нектар обогащается различными ферментами и энзимами.

В сотах мёд зреет, причём дежурные пчёлы непрерывно вентилируют воздух над ним. В результате из мёда практически полностью испаряется вода.

В советское время хорошие хозяйки носили с собой на рынок "химический карандаш". Это был такой девайс - в сухом виде он выглядел, как обычный "простой" карандаш, и оставлял на бумаге такой же серый цвет. Но, будучи смоченным, писал фиолетовой чернилоподобной линией, пока не высыхал. Потом его надо было смачивать опять.

Регистраторши в химчистке, дежурные на железнодорожных переездах и т.п. обычно попросту обсасывали грифель, поэтому рты у таких совслужащих часто бывали испачканы фиолетовым.
Хозяйки же осторожно погружали грифель "химического карандаша" в каплю мёда.
Считалось, что, если мёд фальсифицирован, то карандаш "поплывёт". Объясняли это тем, что в настоящем мёде нет воды ведь пчела, дескать, не пьёт.

Пчела пьёт, да ещё как! Точнее - да ещё что! Она спокойно может пролететь мимо чистой росы и с жадностью припасть к лужице, которую напрудила на дороге прошедшая лошадь. Ведь в моче так много полезных для пчелы минеральных веществ)))

Почему воды практически нет в мёде - вы уже знаете.

На использование карандаша хозяек подталкивали вполне объективные обстоятельства.
Отобрав у пчёл запасённый на зиму мёд, рачительный пасечник не оставляет кормилиц умирать голодной смертью. Он оставляет им подкормку - сахар, смоченный водой (чтобы пчёлам легче было потребить его). Несколько раз за зиму пчёлы кушают, и к весне съедают подкормку. В соты они в это время ничего не откладывают.

Однако в условиях дефицита пасечникам приходилось каждую осень суетиться, "доставая" запас сахара. Обыватели же воображали, что мёд фальсифицируется: дескать, ставят перед ульем ушат с сиропом, а глупые пчёлы и давай мастырить неправильный мёд-то.

В то самое время фальсифицированный мёд открыто продавался в магазинах. Назывался он "Улей" (торговое название).

Сахар растворялся в воде, к нему добавлялась кислота, обычно соляная. Затем смесь подогревали, и сахароза разлагалась на глюкозу и фруктозу.
Чтобы было больше похоже на настоящий мёд, смесь сдабривали падевым мёдом.

Падь - это выделения из организма тлей, фактически - тлиные какашки. Они похожи на сироп.


Вот мы с вами видим кормящихся тлей, и под одной здоровенной особью расплывается пятно. Эта "падь" - то самое, что нужно от тлей муравьям.


Мураш постимулировал своими сяжками задницу тли, и она выделила каплю пади, которую мураш теперь понесёт к себе домой.

Если же тли живут сами по себе и не охвачены муравьями, то мы видим листья растений, покрытые тёмными липкими пятнами, как будто кто-то разбрызгал сироп и он подсох.
Неразборчивая пчела охотно собирает падь: ведь эта штука сладкая и влажная, а на сантименты пчела не способна.

Если пади в улей попадает много, то мёд получается тёмным и тягучим, с не слишком изысканным вкусом.
Он-то и шёл в дело.

В журналах для советских дам, впрочем, "Улей" рекомендовали использовать только для выпечки и подливок.

Ну-с, а теперь, от конских писяшек и погадок насекомых, вполне уместно перейти к настоящей бяке)))
Заморские чудеса за щекой у вашей дочери.



Советская лёгкая и пищевая промышленность успешно удовлетворяла запросы потребителя. Голым и голодным никто не ходил.
Тем не менее, импортные товары пользовались огромным успехом. Не потому, что они отличались каким-то небывалым качеством. Нет, привлекало (как уже было сказано) другое.
1. Они имели нестандартный дизайн.
2. Их было непросто "достать".

Именно поэтому за импортной нейлоновой кофточкой ехали в Москву давиться в ГУМ (а москвичи, проклиная "понаехавших спекулянтов", шли давиться и даже драться в  знаменитый общественный туалет на Гоголевском бульваре). А кофточка из отечественного полигексаметиленадипинамида (повтори с трёх раз, кто трезвый!) спокойно продавалась в универмаге, и её можно было приобрести, простояв едва ли полчаса. Для советского времени - это не очередь, а практически свободный доступ!

А ведь полигексаметиленадипинамид, с химической точки зрения, точный аналог нейлона. Хотя, конечно, прозрачных изделий в СССР из этого аналога не делали, что да, то да, облико морале (с).

Любителям орать, что "вэтайстране" всё скопипащено прямо из США напомню, что своё победное шествие по миру нейлон тоже начал не из США вовсе, а из Франции.
Можно сказать, что нейлон и его аналоги появились в разных уголках мира самостоятельно, но примерно в одно время, на взлёте НТР и большой химии.

У нас, скажем, его делали с использованием в технологическом процессе так называемой адипиновой кислоты, она же НООС(СН2)4СООН, относящейся к группе карбоновых кислот.

Кроме полигексаметиленадипинамидного волокна, советская промышленность делала из этой байды чистящее средство для сантехники, так и называвшееся в продаже: "Адипинка".

Ну, а ещё адипиновую кислоту использовали при производстве помадки, карамели и других кондитерских изделий.
Для приятного кисленького вкуса.

Характерно, что никто не помер)))
Но, зная эту информацию, на вопли о генномодифицированной сое реагируешь уже немножко иначе, правда? "Подлец человек ко всему привыкает", цитируешь про себя великого уроженца гор. Москвы, ул. Божедомка Достоевского Фёдор Михалыча.

Следующий мой пост будет посвящён самому что ни на есть химическому, из зловредных зловредному химикалию.
Настолько драматическая будет история, что, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения)))
А пока всё))

Использованы материалы сайтов:
Selbutik.ru
Krupy-dlya-vas.alloy.ru
Park-films.ru
Lj.rossia.org
Outhows.info
Bornin.info
Wallpapers-web.com
Sib-zharki.ru
Alisa25062.narod.ru
Ivanta.ru
Mossahar.com
Ok.ru

Озеро Попил-Поел, В Первопрестольной, кризис сцуко суслик, наблюдая жизнь

Previous post Next post
Up