Цензура как способ затыкания рта мыслящим личностям известна давно. Так, в глубокой древности какой-то царь (имя не помню, не то Ахим, не то Юхан) препятствовал просветительской деятельности пророка Иеремии.
Первая официально зафиксированная жертва цензуры словно говорит: "О, дайте мне это развидеть!"
С точки зрения сегодняшних либералов, Ахима-Юхана можно понять. Ведь Иеремия, на старости-то лет, пропагандировал не что иное, как религиозные ценности. А кроме того, сулил своему народу всякие гадости, что, несомненно, можно подвести под понятие антисемитизма. "Да вырастут ваши дети пьяницами и хакерами!" Пардон муа, это уже из пророчеств другого пророка, хотя и тоже жившего "Во время Оно" ^_^
Император Цинь Ши Хуанди, напротив - прославился не только объединением Китая, постройкой Великой стены и созданием керамической армии, но и тем, что сам осуществлял свирепую цензуру.
Но это - в древности. Можно долго лазить по эпохам. выискивая примеры.
В середине XIX века цензура, под давлением общественности, была почти везде отменена. В Российской же империи, как мы знаем, - нет.
Не исключено (100% не поручусь), что это было обусловлено огромным количеством эмигрантов, наводнивших страну после так называемой Великой французской революции. Российские императоры полагали, что революция эта, во всех её ужасах, произошла исключительно от чтения нехороших книг.
Экономические и внутриполитические причины скромно опускались, ибо так и до отмены крепостного права можно договориться.
Кроме того, цензурировались и некоторые моменты морали и нравственности.
Считается, что эти обстоятельства породили так называемый "эзопов язык", помните:
"НКВД пришло к Эзопу,
и сразу - хвать его за зопу!
Смысл этой басни ясен:
не надо больше басен!" (с) (уже позднейшее)
На самом деле, в императорской России успешно издавались такие произведения, как "Парижские тайны" Эжена Сю. Если помните, главная героиня, после жесточайшего группового изнасилования, занималась уличной проституцией, и собственно роман открывается сценой ловли клиентов. Издавались и довольно жёсткие романы Диккенса, и т.д.
Просто вещи не полагалось называть своими именами. "Погибшее, но милое создание", "он сорвал её цветок", "невыразимые" (штаны) - и всё, кому надо - тот поймёт, а кто не понимает - ну, значит, тому и не надо.
Разумеется, существовала цензура и в проклятомсовке. А как жа! Без её - никуды.
Бытует мнение, что советская литература была выхолощенной и описывала одни производственные подвиги. Это происходит от незнания.
Скажем, пара примеров из довоенной литературы.
В романе "красного графа" А.К. Толстого "Эмигранты" описываются в подробностях проституция и самые зверские пытки.
(Вообще, в советской литературе можно найти описания самых чудовищных зверств. Одно условие - зверствовать должны были "не наши").
Роман Гладкова "Цемент". Невинное название, но каждая страница такова, что маркиз де Сад и Эжен Сю , на том свете, нервно сосали кулачки. Правда, всё с производственным уклоном.
В послевоенной литературе - то же самое. Если советскому читателю охота было клубнички, к его услугам имелись романы Бондарева, практически в каждом из которых героев заносило в город Гамбург, на улицу Реепербан. И уж там без стриптиза никуды. А как нагляднее показать разложение капитализма!
Что касается зверств и насилия, соблюдалось прежнее правило. Вполне допустимо было описывать пытки, при условии, что их творили белогвардейцы, интервенты, фашисты, сектанты, уголовники и т.д.
А вот говорить "горькую правду", разумеется, можно было только эзоповым языком. Советское государство почему-то оч болезненно относилось к художественным высказываниям на тему о том, что оно - Мордор, а титульная нация - грязь на лице человечества.
Хотя, если посмотреть советское кино, то можно увидеть: примерно до начала 70-х гг. в СССР выходили довольно смелые по нынешним временам фильмы. Единственным их недостатком, с точки зрения сегодняшнего искусства, было то, что, изображая доносчиков, палачей, спекулянтов, взяточников и пр., советский кинематограф не делал последнего шага и не давал зрителю понять, что все они такие плохие, потому что суть рашкованцы, выросли в рашке и не убежали на Запад с отступающим вермахтом.
Кое-как перевели дух креативные творцы, когда к совку стал приближаться неумолимый конец. Горькая правда. именуемая в народе чернухой, полилась дождём. Зрителю с читателем, конечно, стало тошно (так им и надо, правда - это обязательно гадость!), зато творцам - хорошо. "Насцал под кресло. Хорошоооо" (с).
Удивительно, но в пресветлых США тоже существовало подобие цензуры.
В первой половине прошлого века существовал такой комитет, который пропускал или не пропускал на экраны те или иные фильмы.
По сию пору существуют организации, допускающие или не допускающие те или иные книжки в школьные библиотеки. Хоть частичный, но - отбор.
Это, разумеется, нельзя назвать 100% цензурой.
Хотя и советскую цензуру было бы стыдно показать императору Цинь Ши Хуанди. Мелковато плавала!
И вот... И вот, дамы и господа, мы присутствуем при практически официальном закреплении формулировки - что же такое цензура, и где её искать!
Оказывается, "горькую правду" нужно объявлять в лицо ненавистной "вате" не просто так, а за гонорар. Вот пророк Иеремия просто нёс, что Бог на душу послал, и никакого вознаграждения в денежном эквиваленте не требовал. А креативным либералам оно жизненно необходимо.
Платить же, разумеется (разумеется!!!) - должен государственный бюджет.
Если подлое государство в лице кровавогопутена желания платить не выражает - вот она и есть цензура.
Затыкают рот.
Бесплатно потому что - пусть пророк Иеремия изливается.