Лытдыбр отчаяния.

Jul 25, 2008 22:19

Боже мой, Господи.

Не было меня давно в ЖЖ - на работе меня постиг полный завал. Из последних сил я преодолеваю этот рубеж, разгребаю навалившуюся кучу материала. Кстати, надеюсь справиться в срок - и тогда можете называть меня Чёртом Таннером спокойно вернусь к своему прерванному трактату. И снова буду выкладывать в свой журнал посвящённые Urry нежные стихи.
Но всё это ерунда, мелочь, «дым над водой» (с).
Потому что мелкие бытовые неудобства, невозможность пообщаться с френдами и вероятный штраф за несданную в срок работу - это преходяще. Это, дамы и господа мои, сущая фигня.
По сравнению
с тем ужасом, в который соскользнула семья Мартыновых - и вслед за ней плавно катимся мы все.
Время от времени я вырывала минутку, чтобы посмотреть в инете новости о процессе. Всё-таки мы с Urry тоже подписывались под Обращением (говорю это не для похвальбы - просто как констатацию факта). И подписывались наши друзья. И мне было небезразлично, чем всё кончится.
Кончилось кошмаром.
В него не верилось. Но он состоялся.

Всё, нам песец. Всем.
Я - мать почти взрослой дочери. А когда дочка была мелкой, она носила в семье прозвище «Крыжопольский Десант». Не было стола или стула, с которого мы бы не рухнули - при том, что за ребёнком смотрели двое, я и бабушка. Все розетки в доме были законопачены специальными заглушками; чтобы пришить пуговицу, мы лезли за иголкой и нитками в антресоли. Но Крыжопольский Десант умудрился открыть запертый секретер и достать оттуда - слава Богу, не бабушкины таблетки от бессонницы, а всего лишь её пенсионку. Которую разорвал и частично съел. И всё, прошу заметить, меньше, чем за минуту! Старушка просто отлучилась в туалет.
Впоследствии я работала бебиситтером. В общей сложности через мои руки прошло 8 детей. Несчастных случаев не было. Но, не в последнюю очередь, потому, что я твёрдо знала - с ребёнка глаз сводить нельзя!
Это выматывало так, что, сдав малыша родителям, я буквально падала без чувств. Первое, что я делала, попав в квартиру клиента - готовила для ребёнка плацдарм, с которого потом не позволяла малышу выползать. Внимательно просматривала каждый сантиметр этой комнаты. Вы не представляете себе, какие бывают беспечные родители! Ластики, жевательная резинка, заточенные карандаши, игольницы, скрепки и кнопки лежат в их квартирах буквально на поверхности! А мамы недоумённо пожимают плечами: а что, они ведь НА ПИСЬМЕННОМ СТОЛЕ! А ребёнок туда в жисть не залезет!
Ага, не залезет. Пока рядом - квалифицированная, и, смею добавить, неплохо оплачиваемая няня. Которая, отправляясь на работу, наестся и сходит в туалет, чтобы потом терпеть 5-6 часов, не сводя с ребёнка глаз. А потом - внимание - пойдёт домой и там отдохнёт!
А мама, сама сидящая с ребёнком, такого роздыха себе позволить не может. Но она же не андроид, и рано или поздно усталость сделает своё дело, внимание притупится, а память забудет подсказать, что ящик комода не заперт, а в нём пачка димедрола. И на раковине в кухне стоит средство для чистки плит с запахом апельсина. Сладким таким.

Любая мать не даст соврать - несчастные случаи разной степени тяжести на её памяти были с её собственным дитятей (заранее соболезную тем, кто это прочтёт и содрогнётся от страшного воспоминания, но из песни слов не выкинешь), либо - с детишками, которых она видела на детской площадке или в садике. Малыш соскальзывает с качелей, пытается встать - и тяжёлое сиденье бьёт его по голове. Мать в двух шагах, она пробегает их мгновенно, но этого мгновения достаточно для беды.
Бабушка варит варенье, и привлечённый вкусным запахом карапуз с поистине шпионской хитростью выбирает момент, чтобы сунуть пальчик в раскалённый таз.

Не буду продолжать кошмарные примеры. Кто виноват, как говорится?
Взрослые? Да.
Виноваты. Но в чём? В неосторожности - конечно.
В убийстве?..
Вышинский, как известно, утверждал, что «признание - царица доказательств». Теперь это высказывание неактуально - слишком оно опорочено 37-м годом. Теперь у нас в моде постулат подревнее. «Кому выгодно?» - говорили ещё древние римляне.
А тем и отличается, по моему скромному разумению, несчастный случай от преступления, что при несчастном случае беда приходит сама, незваная, не интересуясь, выгодна она или нет.
Крыжопольский Десант шлёпнулся с компьютерного стола. А я в это время как раз разводилась с мужем. Сколько психологических заключений можно вывести из двух этих обстоятельств! «Ребёнок ей мешал. Она надеялась создать новую семью. Она рассчитывала вызвать жалость мужа и сохранить отношения». Знакомо, да? А ведь на пустом месте высосано из пальца! Единственный конфликт, возникший в процессе моего развода, был таким - бывший муж отказывался выписывать дочь из своей квартиры, а я на этом настаивала. «Дура, ты теряешь площадь!» - орал мне бывший муж. «Сам дурак, - орала я в ответ, - ты еще женишься, у тебя будут ещё дети, я не хочу оставлять дочке в наследство коммунальные разборки и размен по суду!»

Убить тебя мало, сказал мне бывший муж.
Ах, как хорошо, что этого никто не слышал!
А то - представьте на минуточку - я, допустим, попадаю под трамвай. И находится свидетель, который говорит: ага, они ссорились из-за квартиры - делили, видать. А он, этта, грит: убью, мол, режиком поножу. И вот - двух дней не прошло, она и того, кони двинула.

Ах, вы говорите, одних свидетельских показаний мало? А высасывать из пальца сложные психологические умопостроения и на их основании лепить из ничего обвинительные приговоры - это как раз в стиле Вышинского?
Ха-ха.
Что вы там говорите? Оговор?
А вы погуляйте по инету. То и дело вспыхивают над блогосферой, как огни св. Эльма, интереснейшие рассуждения: «А какой, дескать, смысл был мальчику оговаривать Тоню?»

ДА НИКАКОГО!
Просто взял и сказал. Трудно, что ли?
У нас во дворе есть пацанёнок - сейчас ему 14, обычный среднестатический гопник. А я его помню дошкольником. Выйдет, бывало, к песочнице, подтянет штанишки - и давай рассказывать каждому, кто согласен слушать:
- Мой папка - крутой. Он бандит, ага. Сто человек замочил. Или двести. Я сам видел. В ванной у нас живёт акула. Папка туда трупы скармливает.
Ну и так далее, в зависимости от просмотренных рядом с дурой-мамашей сериалов или увиденных у старшей сестры комиксов.

Слава Тебе, Господи, что рядом не было маленького бдительного квази-вышинского! А то пришёл бы конец и этому папе - в миру водителю троллейбуса, и маме - замороченной многодетной домохозяйке. И, надо полагать, рыбкам в аквариуме. Ничего, что ты гуппи, есть свидетель, что ты акула! И не будем давить на свидетеля!

Да, я не знаю Тоню ЛИЧНО. Да, я не знаю мальчика-свидетеля ЛИЧНО. И уж тем более не знакома с присяжными и судьёй.
Но тут же всё на поверхности плавает.
Мальчик взял и ляпнул. Потом отказываться от своих слов стало неудобно. А потом - понравилось быть в центре внимания.
Про то, что это не игра, и от его слов зависит жизнь целой семьи - живых, чувствующих боль, унижение и страх людей - он ПРОСТО НЕ ПОДУМАЛ.
Он маленький, понимаете. Ему 11 лет. Его жизненный опыт ограничен комиксами и сериалами - и это, в сущности, хорошо, ведь про судьбу Волкодава в книге читать интересно, а реальному ребёнку её не пожелаешь.
Мультики все видели? Вуди Вудпеккер стучит клювом по башке моржу, и у того летят зубы и выливаются глаза, и пока морж всё это собирает в кулёк, Вудди, не тратя времени даром, роняет на моржа наковальню.
И морж стряхивает её, вставляет на место свои запчасти и прытко гонится за Вудди.
А вторых «Людей Х» видали? Как Волверена расстреляли красиво, даже крови на белой рубашке не осталось. А он, зараза, хоть бы хны - встал и пошёл зомби тоже может играть в баскетбол.
А какие крутые каторжники мотаются по космическим просторам? А как ловко Джокер убегает из любой тюрьмы, в которую его запихнёт Бэтмэн?

И вы хотите от ребёнка, воспитанного ВОТ НА ЭТОМ - и ещё на «Фабрике» и «Домах», в которых появление на экране рассматривается как вершина карьеры - жалости к другим? Ответственности? Осознания последствий своих поступков?
Да вы что. Он же, в конце концов, не наковальню на Тоню уронил - тут у нашего павлика морозова ещё хватило бы ума понять, что дело происходит не в мультфильме.
Сколько раз он видел и слышал плоды трудов целых творческих коллективов, где провозглашалось, что - зона это круто, а зэк (зэчка) это куль?
Миллион!
Так что нечего хотеть от него, чтобы он понял, какое зло причиняет!

Ах, вы говорите, взрослые рядом были? Мама, папа, присяжные наконец?
Да они же боятся. Не мести судейских и не каких-то там мифических агентов влияния. Это старый добрый основной инстинкт - самосохранение называется. И у многих он развит настолько, что заставляет шарахаться от любого, попавшего в беду - от заразного больного, изнасилованной девушки, арестованного соседа. Чтобы самому не подзалететь.
И умирающему не подадут воды - а вдруг спидушный, и страшные бактерии только и ждут, чтобы перепрыгнуть на следующего носителя. И никто не выйдет на крик о помощи. И про арестованного скажут: «У нас зря не сажают».
Подальше, подальше от чужой беды. «Красные Сани несутся, а в них шестерка перерожденцев запряжена. И вот ты как есть, тулуп ли на тебе, зипун ли, летом рубаха, - бросишься так-то в сторону, в сугроб али в придорожную грязь, голову руками закроешь, сожмешься: Господи, пронеси!.. Обереги!.. Вдавиться бы в землю, в глину
уйти, слепым червырем стать, - только бы не меня! Не меня, не меня, не меня,
не меня!..» (с) И, добавлю, горлумом извиваться будешь, доказывая свою лояльность и полезность - не меня, не меня. Уф, пронесло.
А чего или кого такие люди боятся - то они уничтожают. Со страху. Надо объяснять почему?

Не буду бросать тут призывы к просвещению масс. Дело это долгое, за год, за десять лет, иногда даже - за сто, запущенный первобытный инстинкт не победишь.
Так в том и состоит долг образованных людей (или считающих себя таковыми) - не допускать, чтобы этот животный инстинкт брал верх над человеческим разумом.
Иначе мы получаем не цивилизованный суд присяжных, а судилище.
Сейчас все говорят и говорят о несовершенстве нашей судебной системы, о корпоративной круговой поруке… Много о чём говорят. Но меня беспокоит другое.
12 присяжных. 12 наших соотечественников.
Как ни отмежёвывайся мы от них, как ни обзывай серыми провинциалами и тупыми ортодоксами - это мы и есть. Вот мы какие. В большинстве своём.
А ведь в их власти было проявить - не гражданское мужество даже, а обыкновенную порядочность.
Вырваться из-под управления инстинкта и подумать головой. Всего-то.

Эти 12 несчастных просто не понимают - они следующие. Завтра ИХ ребёнок упадёт со стола или начнёт рассказывать в песочнице про акул.

МЫ ВСЕ - СЛЕДУЮЩИЕ. ПРОСТО НАШ ЧЕРЁД ЕЩЁ НЕ НАСТАЛ. НАШИ ДЕТИ - СЛЕДУЮЩИЕ. И ИХ ДЕТИ.
И, ЧТОБЫ ЭТОТ ГАДКИЙ ПРОГНОЗ НЕ СТАЛ ПРАВДОЙ, НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ!

Суд, суд, прокуратура, следователь Колодкин… Огромная масса народа - и пасущая её «жезлом железным» (с) прослойка чиновников?
Да фигушки. У нас, обычных людей, из которых набирают присяжных, свои головы есть. Во всяком случае, проектом предусмотрены. И если жить, сообразуясь не только с инстинктом, никакие колодкины не заставят никого кривить душой. В 37 году что, Сталин, что ли, лично доносы писал? Вы же и убили-с простые граждане и писали. Друг на друга, думая каждый только о себе.

Кончится это когда-нибудь или нет? Почему эта вышинская гадость всё выныривает и выныривает из небытия, как жмур в дешёвом триллере - уже вроде всё кончилось, и вдруг - трах-тибидох, герой открывает шкаф, а там зомбак с топором, начинай сначала.

Тоня действительно виновата? Об этом тоже говорят многие.
А вот интересно, раз «возмущённая блогосфера»(с), всю дорогу «давившая на следствие»(с), так разбухтелась - предъявят ли общественности после суда реальные доказательства вины? Не рассказы мальчика, не рассуждения о разведёнках, ловящих в свои сети москвичей и мудрые теории о том, что маленький ребёнок неспособен сам отворить дверь и забраться на перила - а НАСТОЯЩИЕ доказательства?
Ох, боюсь, что нет.
Не предъявят.
Блоггеров, защищающих Тоню, попрекают - мол, всё на эмоциях.
Так ведь и у суда присяжных, похоже, тоже - только на негативных. Всего-то разницы. Тут плюс, там минус, а на весах жизни человеческие. Тони. Её мамы. Алисы… Кирилла, который, оказывается, делает себе пиар (!).
Когда минус сменяет плюс, такой вывод, впрочем, естественен. В благородство поверить трудно, оно живёт в книжках. А в реале люди гады - это подтвердит вам каждый Онегин Печорин лучше нас с вами знакомый с жизнью мрачный реалист, пекущийся только о себе.

Знаете, что самое страшное? Присяжные, скорее всего, хотели КАК ЛУЧШЕ.
И вне этого процесса - они неплохие люди. Пока не включится инстинкт.

Urry говорит мне:
- Подождём 28 числа…
Сильна в моём молодом человеке надежда. А мне как-то не верится, что присяжные Мартыновых просто попугали. А потом придёт добрый дядя (или тётя) судья и скажет:
- Всем спасибо, все свободны.
Я не сильна в юриспруденции. Догадываюсь, что надо будет обжаловать приговор, обжаловать ещё и ещё раз. Писать Президенту. Выходить на печатные СМИ. Жаловаться в Страсбург, или куда там ещё можно.
ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ТАК ОСТАВЛЯТЬ!

Из элементарного чувства сострадания к растоптанной, затравленной семье. Из простой человеческой жалости к крошечной Алисе, которая, даже с точки зрения самых благонадёжных червырей, не сделала ничего плохого.

Из того самого инстинкта самосохранения, наконец. Я не хочу, чтобы моя дочь уподобилась Бенедикту и прожила свою жизнь, бормоча:
- Не меня, не меня.

Не об этом и не так мы должны молиться.
Я молюсь, чтобы Господь не дал свершиться несправедливости.
Я молюсь, чтобы несправедливости в этом мире становилось не больше, а меньше.
Я молюсь о том, чтобы чудовищная, инфернальная трагикомедия не стала окончательной и непреложной реальностью.

И ещё - молюсь о том, чтобы мои мрачные предчувствия не оправдались. И судебные власти отменили это дикое решение.
Вот и всё. .

Новгородское дело

Previous post Next post
Up