Праздник клёвых домиков продолжается. На первый день праздника в клёвый крошечный домик упихалась куча народу: местные хиппаны, подружка из Нетив-Бина, мама Оснатки, Хаймович приехал из Умани. Дошло до того, что один из соседей, совершено нерелигиозный, потом сделал у себя клёвый домик, позвал всех друзей на Шаббат, включая двух мам друзей, все наготовили кошерной хавки и в его чуть бОльшую суку поместилось в два раза больше человек - пятнадцать. Кто-то вспомнил, как его зовут по-еврейски, кто-то раскололся, что постился в йомкипур. За праздник, полупраздничные дни и Шаббат в сукке побывало столько людей и жж-юзеров - беспрерывный девирт! Большинство - нерелигиозные, и это - самое лучшее, что могло быть. Зажигали свечи, говорили благословения, отвечали амен. Это - бесценно.
Отдельно хочу похвастаться соседями. Человек пять уже подошли и ласково спросили: «Ой, такая сукка красивая! Это хорошо - своими руками строить. Особенно до полтретьего ночи. Мы слышали. Но это ничего, мы простили. Это же заповедь - строить сукку. Хоть и грех - воровать сон у ближних. Ничо-ничо, махуль, махуль, махуль - прощено, прощено, прощено!» Это самое… Извеняйуссс… Хотя это такие соседи, которые ещё на моём новоселье выгружались на балкон в полпятого утра с заявлением: «Вы меня разбудили своим пением. Можно повторить последнюю песню? Очччень хороша!
Мой френд
trzp спросил меня - а что же делать, если пойдёт дождь? И действительно, это не весна Песаха или лето Шавуот. Было бы более логично ставить шатры-палатки именно в то время. Но еврейская логика - не железная, поэтому не ржавеет. Не ржавеет даже под дождём, если такой пойдёт. Сразу после праздника был лёгкий, но никто не испугался. Но это в Израиле. А как, например, в том же Киеве? Я всегда задавалась вопросом, почему написано: «В шалашах живите семь дней каждый житель страны в Израиле». Спросила у
uri_superfin, он привёл мнение Рашбама. Посмотрела камменты Сифтей Хахамим, Рамбана, Ибн-Эзры. Основной посыл: присоединить прозелитов и вывести женщин из категории обязанных соблюдать эту заповедь. Только мне лично всегда казалось, что эта заповедь, исходя из наипрямейшего прочтения стиха, относится именно к жителям страны, находящимся в Израиле. Посудите сами - здесь бывает, что в сукку ставят вентилятор. Там же основной набор для спанья в сукке составляет спальный мешок и водка. В киевской Эшке поутру можно было поднести зажигалку ко входу в шалаш и бац! - факиры набухались и фокус удался.
Но это я сейчас так прикалываюсь. А ведь мой первый настоящий Суккот был именно в Эшке, в 2000-м. Есть правило, что, поскольку Суккот - время радости нашей, то в шалашике надо радоваться и получать удовольствие от пребывания там. Так что если пойдёт сильный дождь и пребывающих это обломает - милости просим под настоящую, не пальмово-елово-дырчатую крышу. Только вот что считать сильным дождём и что - обломом? Представьте себя ребёнком и подумайте - сбежали бы из такого шалашика в скучное сухое помещение или напялили бы на себя полиэтиленовый плащ, закинулись бы стаграммами (ага, как сущие дети, хи-хи) и по-любому бы веселились? И где здесь грань в получении удовольствия?
В общем, вечер, праздник, маарив (вечерняя молитва) закончился. Идёт дождь. По закону в сукке надо произнести кидуш (освящение праздничного или субботнего дня) над бокалом вина, съесть кусочек хлеба с намерением, что если дождь не прекратится, все переместятся в дом. Но столы в сукке уже накрыты, еда закрыта пластиковыми скатертями, стулья поставлены так, чтобы на них не капала вода. Все стоят на кидуше, идут мыть руки, садятся есть хлеб, съедают положенный по закону кусочек, снимают скатерти с еды, начинают трапезу и - дождь прекращается. Конечно, с еловых веток всё ещё падают капли в котлеты и салаты. Но дождя нет, и снимаются полиэтиленовые плащи, и водка пьётся не для сугреву, а для веселья.
С 2000-го по 2004-й включительно я совершенно честно полагала, что это нормальный способ локального прекращения дождя над отдельно взятой суккой. За это время в общине сменилось несколько раввинов из Израиля, да и контингент изменился - много кто эмигрировал, но те, кто остались, всё так же заходили в дождливую сукку, оставались там есть, и дождь прекращался.
В 2005-м дождь был всё тот же, будто каждый год он приходил поиграть с нами в любимую игру - испугаемся его или нет? Но тогдашний новый раввин ещё до праздника сказал - накрывать внутри. И сообщил всё то же правило - если идёт сильный дождь, то в сукке надо сделать Кидуш, съесть кусочек хлеба и - пойти кушать в дом. Пыталась возразить, сказать, что дождь всегда переставал, но… Ответили, что нельзя полагаться на чудо (а чо, можно жить по-другому?), Лёля, ты не Хони а-Меагель, закон прежде всего и пр., и пр.
Зашли после молитвы в сукку - пустые столы, мокрые стулья. Стоя сделали Кидуш. Стоя съели кусочек хлеба. И ушли.
Я сидела за столом в сухом помещении, ковыряла вилкой в сухой тарелке и вспоминала Аризаля, позвавшего своих учеников встречать царицу-субботу из Цфата в Иерусалим. И стормозивших, стормозивших учеников. Чувство было такое, что снаружи осталось что-то важное, живое, родное и - преданное. Снаружи был всё тот же старый знакомец - дождь. И всё тот же клёвый домик. Пустой.
В мои котлеты и салаты начали падать капли. Солёные. Ну какая разница, подумала я, всё равно сейчас моя еда будет мокрая. Встала, взяла тарелку и стакан, пошла к выходу. Во внезапной тишине вслед донеслось: «Идти надо за большинством», «Против указания раввина нельзя идти», «Что ты выпендриваешься - самая праведная?», «Смотри, устрожишь в этом - нарушишь в другом».
Но мне было уже всё равно. Я зашла в сукку и пресные капли смыли солёные с лица. Котлеты и салаты в тарелке постепенно превращались с супчег, но радость вернулась, а удовольствие наконец-то начало получаться.
Через минуту в сукку зашли Пинхас Фишель
pnhspvlfshl и Гилель Медведев. Принесли ещё еды. Сели со мной вместе. Дождя в сукке стало на трёх человек меньше.