Тельмановский район, декабрь 2019.

Dec 01, 2024 20:54

"Пороховая точка: пять лет назад разгорелся бой за высоту 110 в ДНР

Пять лет назад, утром 1 декабря 2019 года, произошел бой за опорный пункт Народной милиции ДНР, в ходе которого были уничтожены два снайпера подразделения «Альфа» СБУ и не менее двух были ранены. Тогда была применена тактика, которую украинские боевики окрестили жабьими прыжками, - когда противник силами спецподразделений старался захватить ключевые точки, чтобы позднее выдавить с прилегающей территории силы донбасских республик. Используя ее, ВСУ начали оккупировать поселки в «серой зоне» на линии соприкосновения - и этот процесс продлился до начала СВО в 2022 году. Корреспонденты «Известий» побеседовали с участниками боя за высоту 110 в 2019 году, чтобы восстановить подробности боевого столкновения.

Ситуация в декабре 2019 года в ДНР

Монах во время описываемых событий был заместителем командира 1-го мотострелкового батальона 1-й Славянской бригады Народной милиции (НМ ДНР). Он рассказал «Известиям», что опорный пункт на высоте 110 находился у изгиба реки, в 3 км от поселка Новая Ласпа (правильно Новоласпа - прим. мое). Линия разграничения в этом районе проходила по реке Кальмиус, и активные боевые действия здесь не велись.

Тем не менее украинская сторона регулярно открывала огонь. Пользуясь рельефом местности, через реку могли переправляться разведчики и диверсанты.

- Это была даже не позиция, а наблюдательный пункт на стыке с соседями, - вспоминает Монах. - Обстановка была стабильно напряженная. Договоренности по прекращению огня не соблюдались. Были моменты и с заходом украинских ДРГ и их подрывом на минах.

Международную обстановку тоже нельзя было назвать спокойной. В начале декабря в Лондоне должен был состояться саммит НАТО.

Украинские дипломаты заранее говорили о том, какие усилия приложил их новый президент Владимир Зеленский для прекращения огня, и намекали, что Россия эти договоренности нарушала.

В те дни ополченцев провоцировали открывать огонь, а ОБСЕ фиксировала эти случаи - это помогало создать благоприятную для Украины картину.

Бой за высоту

В момент начала боя Монах находился на командном пункте батальона в селе Раздольное Старобешевского района ДНР. После сообщения о том, что на высоту 110 началась атака, он с группой разведчиков выдвинулся к месту. Вторая группа отправилась другим маршрутом, с южной стороны.

Наблюдательный пункт (НП) на высоте - это два блиндажа и кухня, а также непосредственно сам НП на вершине.

- Вокруг него были огневые точки для круговой обороны, - говорит Монах. - Как потом выяснилось, собака подала голос в темноте. У нас на каждой позиции были собаки. И пулеметчик отстрелялся туда, куда она гавкала. Через некоторое время с того направления и пошла атака.

К моменту прибытия первой группы разведчиков на помощь пулеметчик Боксер погиб.

Позднее в снаряжении уничтоженных украинских спецназовцев будут найдены современные приборы ночного видения. В то время украинские боевики, получавшие ПНВ поколения 3+ с Запада в качестве «нелетальной помощи», имели полное преимущество в ночном бою. Собаки на позициях были одними из немногих способов компенсировать недостаток приборов и хоть как-то пресекать ночные атаки.

Вероятно, будучи обнаруженными, эсбэушники не стали отходить, а начали решительный штурм. Монах рассказывает, что бойцы НМ ДНР заняли круговую оборону. Один из украинских альфовцев смог найти непросматриваемый подход, подошел к блиндажу и сбросил гранату в дымоход.

- До этого аналогичные случаи ночных боев были в 9-м полку НМ ДНР, и мы предусмотрительно дымоход и все трубы арматурой закрыли, поэтому граната не зашла, - вспоминает Монах. - Вторую гранату они внутрь кидали. И пулеметчик, Саша Боксер или Молодой, я сейчас не помню точно, выкинул эту гранату. Саша начал стрелять из пулемета.

Украинские спецназовцы действовали тремя группами: штурмовой, прикрытия из снайперов и обеспечения с воздуха.

Монах вспоминает, что поскольку уже шел ближний бой, то использовать минометы было нельзя - задели бы своих. Кроме того, в то время не только огонь из минометов, но и их нахождение у линии фронта фиксировались наблюдателями ОБСЕ как применение НМ ДНР тяжелого вооружения, что было запрещено.

Первая группа разведки, шедшая на помощь к высоте 110, прибыла на место, когда бой уже завершился. Вторая же столкнулась с противопехотными минами, которые установили украинские диверсанты, чтобы отрезать НП от подхода резервов.

При отходе на минах подорвались и снайперы СБУ, среди которых оказалось два подполковника спецслужбы, известные стрелки.

На месте подрыва было обнаружено тело одного из снайперов и четыре комплекта снаряжения, которые сбрасывали с раненых. О втором погибшем снайпере позднее сообщила украинская сторона. Захваченное оружие и снаряжение спецназа были позднее продемонстрированы пресс-службой НМ ДНР, при этом украинские боевики унесли с собой средства связи и приборы, во всех комплектах были пустые подсумки, явно использовавшиеся для электроники.

Монах подчеркивает, что для задействования «Альфы» СБУ во время действия Минских соглашений приказ должен был исходить не менее чем от командующего сектором АТО, а значит, как минимум о провокации было известно и высшему военно-политическому руководству Украины.

Среди тех, кто вел группы к месту боя и далее исследовал местность, был помощник начальника инженерной службы 1-й Славянской бригады с позывным Цирк. Он вместе с заместителем командира бригады, разведчиками и саперами выдвинулся к месту боя и одним из первых подошел к месту «лежки» украинских снайперов, которые подорвались, пытаясь сменить позицию или отойти. По мнению Цирка, на собственных минах, перепутав маршруты движения в горячке боя.

- К таким нападениям все были готовы, - говорит Цирк. - Единственное, никто не ожидал их на 110-й высоте - на переднем крае были гораздо более «вкусные» для противника позиции.

Выходы украинских ДРГ происходили и ранее, поэтому опорные пункты на передовой были подготовлены к отражению атак лучше, в том числе и в инженерном плане. Цирк объясняет, что одним из факторов украинской неудачи было то, что в момент атаки на высоте размещался НП разведки. И хотя «Альфа» смогла зайти на саму высоту, там она столкнулась с самым сложным для себя противником, наиболее подготовленным к ближнему бою.

Цирк также уточняет, что среди мин, которые применяли украинские диверсанты, были незнакомые в тот момент саперам из ДНР иностранные устройства.

Дальнейшее развитие ситуации

До сих пор цель украинской атаки точно неизвестна. Некоторые из версий приводит историк с позывным Голос, который в тот момент также служил в 1-й Славянской бригаде.

- Мы сначала подумали, что цель - получить еще один аналог высоты Дерзкая (одна из многолетних точек обострения на юге ДНР. - «Известия») в полосе действий 1-й бригады, - говорит он. - Мы теряем опорный пункт на стыке двух батальонов, а они в итоге опираются на поселок Гранитное. Нам ничего не остается, как разнести артогнем жилой населенный пункт под видеокамеры прямо под саммит НАТО.

Другой вариант, по его словам, судя по составу группы и их вооружению, - это попытка проникновения для похищения или убийства кого-то из военного руководства ДНР.

Начиная с этого боя, тактика «жабьих прыжков», при которой ВСУ старались захватить ключевые точки в том или ином секторе обороны, чтобы позднее выдавить или вынудить уйти с той или иной территории подразделения Донецкой и Луганской республик, стала широко применяться и в дальнейшем. Постепенно ее отшлифовали до совершенства и даже заявляли, что она станет залогом победы.

- Изменилась тактика «жабьих прыжков», - рассказывает Голос. - Если раньше, в классическом «жабьем прыжке», набегали армейцы, усиленные бойцами «Правого сектора» (организация запрещена в России), то начиная с этого момента они стали задействовать специальные подразделения СБУ и ССО. Именно в таком виде тактика просуществовала до начала СВО и применялась во всей полосе обоих корпусов Народной милиции.

Самым крупным «жабьим прыжком» стал захват в конце 2020 года поселка Старомарьевка, который находился на дээнэровском берегу Кальмиуса. Начался он по той же схеме, но в большем масштабе: заход групп ССО в поселок, наведение понтонных переправ, с поддержкой тяжелой артиллерии и БПЛА «Байрактар».

Тяжелые бои за поселок продолжались и в начале 2022 года, а освобождение Старомарьевки произошло лишь после полномасштабного наступления в ходе СВО.

Каждый украинский «жабий прыжок» сопровождался не просто применением тяжелого вооружения, которое не должно было присутствовать на линии фронта, но и его использованием для обстрелов городов и поселков с целью дальнейшего их «обезлюживания» (украинский термин) и превращения в «серую зону».

Подавляющее большинство жертв среди мирного населения после 2015 года связано именно с обстрелами городов в ходе украинских продвижений. Именно подобные военные операции Украины отмечал и Владимир Путин, говоря о причинах начала СВО.

(c) https://iz.ru/1799106/dmitrii-astrahan/porohovaa-tocka-pat-let-nazad-razgorelsa-boi-za-vysotu-110-v-dnr

Тельмановский район, 2019, 2020

Previous post Next post
Up