Feb 20, 2017 17:09
Белоснежные остроконечные льдины самых разных форм занимают большую часть авансцены. Вроде бы, как по всем законам природы, они должны двигаться, плыть по течению, но - стоят неподвижно, потому что течения тут нет, а есть лишь черная вода, настоящая неподвижная черная вода, разлитая от первого зрительского ряда до самых глубин. Что там в глубине? Яркая комнатка с желтыми обоями, тахта с чемоданом под ней, шкаф книжный, стол письменный, раковинка, то есть - типичный кабинет писателя. Ну, а река? Не исключено, что сам Стикс, разделяющий живых и мертвых.
Художник Дмитрий Горбас (уже работавший над «Самоубийцей» в театре им. М.Н. Ермоловой и «Перезвонами» в РАМТе) создал одну из самых красивых постановок сезона. Впрочем, к этому, конечно, располагала сама история, придуманная лауреатом премии «Триумф» драматургом Еленой Исаевой.
Кто там, в героях? Пять женщин, вторые половинки великих русских писателей - Наталья Гончарова, Анна Сниткина (Достоевская), Елена Нюренберг (Булгакова), Ольга Книппер-Чехова, Софья Берс (Толстая). Каждому известно: жили они в разные эпохи и никак не могли встретиться в реальной жизни, а вот же - собрались вместе. Только у одной из этих женщин есть шанс вновь соединиться с мужем, но для этого им нужно пройти своеобразный кастинг - доказать соперницам и зрителям, что именно ее любовь была настоящей. Вот дамы и рассказывают - о хорошем, плохом, любви, разочарованиях, гордости, страсти, служении - цитируя свои дневники, письма и воспоминания. Одна за другой, иногда споря, отпуская саркастичные реплики и - перескакивая с льдины на льдину, пока в том самом желтом кабинете «их» писатель, сыгранный без конца перевоплощающимся Николаем Шатохиным, то сидит с театральным биноклем, как Чехов, то колет дрова, как Толстой, то проигрывает состояние, как Достоевский.
Вопрос тут ставится, однако, куда глубже, чем банальное «кто больше достоин?» Спектакль-то, по большому счету, о другом: о том, легко ли любить гения, подстраиваясь под него, растворяясь в нем, прощая ему все - равнодушие, болезни, дурной характер. Вон, Софья Андреевна (актриса МХТ им. Чехова Вероника Тимофеева) жалуется, как Лев Толстой довел ее до выкидыша. Вон, Елена Булгакова (Анна Осипова) рассказывает, кто Михаил Афанасьевич тяжело умирал. Вон, Наталья Гончарова (Евгения Вайс) жалуется на изводящую ревность Пушкина и обязанность выслушивать все его тексты и стихи. Ольга Книппер-Чехова (Маргарита Толстоганова) - на необходимость жить по отдельности. Анна Достоевская (Анна Петросян) - на, говоря современным языком, игроманию супруга. А Елена Булгакова - на невозможность ей, привыкшей к роскоши и оставившей ради писателя обеспеченного мужа, свести концы с концами.
Но - вот же! - за всем этим видны такие чувства, что любо-дорого.
И, конечно, никто из этих женщин не достоин более других. И, конечно, какой, к черту, рейтинг! Жены гениев, рассказав о жизни, о любви и о смерти своих мужей, дав возможность каждому из них зайти в воды Стикса, примут единственно правильное решение - не выбирать никого, но заставить каждого из тех, кто в зале, задуматься о том, что ни одна любовь, какой бы она не была, на самом деле не драма, ибо настоящая драма - лишь в отсутствии любви.
театр,
цим