"Амстердам", театр "Современник", режиссер С.Газаров

Feb 20, 2017 16:58

После поставленной в конце прошлого сезона Мариной Брусникиной пронзительной работы «Скажите, люди, куда идет этот поезд…», после совсем свежей метафизично-философской «Дамы» Тадеуша Ружевича, театр «Современник» выстрелил по публике новой премьерой - спектаклем «Амстердам». Однако, при всей громкости и залпа, и задействованных в этой работе имен, выстрел этот - совершенно неожиданно - оказался хлопком обычной ярмарочной шутихи.
Не предвещало такого поворота ничего.
69-летний Александр Галин - давно уже не просто драматург, а практически классик. Прославился пьесой «Ретро», поставленной Леонидом Хейфецем в далеком 1981 в Малом театре, в 1986-м на сцене «Современника» вышла его «Стена», а дальше - дальше все и вовсе сложилось как нельзя лучше: со второй половины девяностых Галин уверенно перешел в категорию ведущих театральных авторов, то и дело наводя шорох то «Наваждением» в МХТ (тогда еще МХАТ), то «Чешским фото» в «Ленкоме», то «Аккомпаниатором» все в том же «Современнике».
И вот в 2016-м Александр Галин взял, да и написал пьесу «Парад», превратившуюся в спектакль «Амстердам». И система дала сбой.
Отчего название «Парад»? Ну, тут все очевидно. Сюжет пьесы разворачивается в Амстердаме во время проходящего там гей-парада. Именно тогда в столицу Голландии и приезжает на один день некто Николай Скворцов - крупный то ли чиновник, то ли бизнесмен из Екатеринбурга, сын казака, бывший бандюган-сиделец с наколотыми куполами во всю спину, упорствующий ретроград, нетерпимый ко всему, кроме спиртного без разбора и агрессивного патриотизма. Зачем приезжает? Да, чтобы проведать свою жену Ларису (Алена Бабенко) и сына Виктора (Шамиль Хаматов). Однако с женой он давно разговаривает на разных языках, а сын - о, ужас! - приехал на гей-парад в качестве борца за человеческие права, да еще и обзавелся другом-геем. И тут мир Скворцова, как не скрепляй его алкоголем, начинает рушиться, чтобы после, ближе к финалу, натолкнуть зрителя на нехитрую мысль, а, точнее, вопрос: что важнее в человеке, его поступки или образ?
Жанр спектакля, поставленного Сергеем Газаровым, заявлен, как комедия. И, возможно, ограничься режиссер, с позволения драматурга, лишь шуточками да пьяным кривляние играющего Скворцова Михаила Ефремова, это и правда оказалось бы неплохой комедией положений, в которой было бы хоть как-то уместно и бесконечное комикование, и нескончаемый надрыв, и очевидное переигрывание, и даже пошлые шутки. Все это можно было бы списать на стеб и даже восхититься дуэтом Ефремова и обставившего тут всех коллег Евгения Павлова (того самого, что сыграл Андрея Вознесенского в сериале «Таинственная страсть»), исполняющего роль гея с безумным именем Долорес Смородина.
Однако же, о стебе тут речь, конечно, не идет.
Газаров и Галин отнеслись к делу с большой серьезностью. Их совместное высказывание - не шуточка, как еще можно было предположить в первой части трехчасового спектакля, где Долорес щеголял в красном платье, Хаматов в пестрых коротких штанишках, а лохматый Ефремов в полосатых трусах и майке с надписью «Урал-металл». Оно - вполне себе едва ли не манифест, не приговор, не препарирование состояния современных отечественных умов, не нуждающихся даже в команде «ату!» при виде малейшей ерунды, идущей в разрез с массовым представлением о прекрасном и единственно допустимом. И эта серьезность замысла как раз таки и вызывает недоуменную улыбку, потому что серьезность не может быть кривляющейся и комикующей, не может строиться на шуточках на тему «дровосеков» и, главное, на прекрасных актерах, которым все три часа приходится играть, словно в незамысловатой антрепризе - громко, натужно и необязательно произнося монологи о пользе разнообразия, сексуальности зеленых штанов, о том, что у природы не бывает ошибок, и что «здесь тяжело, а там еще тяжелее»…
Увы, тяжело оказалось именно здесь.
Зал смеялся и, по все видимости, делал это искренне. Есть уверенность, что, если спектакль останется в репертуаре, так будет продолжаться и дальше, как продолжается, к примеру, в похожем случае с «Чемоданчиком» в Театре Сатиры. Это, в принципе, не плохо - смех, как известно, лучшее лекарство. Однако есть редкие случаи, когда и он бессилен.

современник, театр

Previous post Next post
Up