"Прощание" (2010)

Apr 19, 2011 15:43




Самое сложное - не впасть в официоз, поэтому начать лучше так: не успел я осмотреть и половину экспонатов в Мемориальном комплексе Ататюрка, как мне захотелось... э-э-э... мне захотелось... Короче, мне захотелось так, что терпеть уже не было никаких сил.
(Для тех, кто не в теме, разъясняю: мемориал - это огромный парк в центре Анкары, посреди которого стоит, собственно, музей, а уже посреди него - Мавзолей.)
И вот, значит, бегу я прочь от музея, и уже думаю, где бы найти подходящий куст, а брат мне говорит, что сразу после куста будет кутузка, потому как кругом и охрана, и чистота, и куча людей, а мне уже все равно, потому что в таком состоянии и вам бы было все равно, и я уже почти прыгаю под какую-то там акацию-шмакацию, наплевав на законы-шмаконы, и тут вижу - ОН! Ну, то есть туалет. Притаившийся, стервец, в километре от основного здания, видимо, с целью неосквернения святынь.
Йоууууууууу!
И вот теперь - самое главное. В тот самый момент, когда лицо мое озарило блаженство, а радость бытия переполнила мою грешную душу, и вострубили ангелы небесные, в зачем-то установленных в заведении колонках заиграл... нет, не гимн Турции, но - "Времена года" Вивальди. Кажется, "Весна". И это было, согласитесь, хотя и неожиданно, но очень человечно и в тему.
Родившему в Конье (http://jeronimob.livejournal.com/172324.html#cutid1) режиссеру "Прощания" , видимо, с самого детства не давало покоя знание о том, что в его родном городе похоронен Руми. Это, к слову, хорошее объяснение того, почему его двухчасовой фильм об Ататюрке более чем поэтичен и человечен, да еще и сдобрен саундтреком в духе если не Вивальди, то "Поющих в терновнике".
Из ключевых моментов в биографии человека, полностью изменившего Турцию, тут есть практически все. Но куда интереснее другое.
Словно "Весна" в общественном клозете, тщательно проиллюстрированная мысль режиссера о том, что Мустафу Кемаля сгубила ни революция, ни враги, ни тяжелые болезни, а обычная баба с дрянным характером, оказалась более чем неожиданна. Это, конечно, совсем не героически и вне всякой национальной идеи.
Впрочем, могло быть и еще более неофициально: говорили мне и о том, что Ататюрк был вообще не по женской части. Но это уже совсем другая история, как, впрочем, и коллекция одежды Мустафы Кемаля, тщательно изученная мной во время второго посещения Мемориала...

брат, кино, турция

Previous post Next post
Up