То, чем занимались женщины помимо того, что рожали и растили детей.
Можно с уверенностью заключить, что сфера приложения женского труда была весьма широка; средневековые женщины работали рука об руку с мужчинами в большинстве производств. Вместе с тем, безусловно, существовали серьезные ограничения на труд женщин и степень вовлечения их в процесс производства различалась в зависимости от периода и региона
________________________________
Педагогика.
Сцена, изображающая женщину, обучающую геометрии десятерых юношей. Рукопись была создана в 1309-1316 годах в Париже и хранится в Британской Библиотеке.
Итальянские документы XIV-XV вв. показывают, что женщин было немало и среди городских учителей.
Приведем договор, заключенный учительницей и братом ученика и позволяющий судить о программе образования, по которой предполагает обучать женщина-учительница: "Сеньора Клементия, учительница детей, за вознаграждение 40 сольдо обещала Липпи Казини без каких-либо дополнительных расходов содержать, наставить и обучить его брата... читать и писать в такой мере, чтобы он мог читать Псалтырь, Доната и упражняться в письме..."
Поскольку женщина не могла учиться в университете и, следовательно, изучать юриспруденцию или медицину, то она не могла и практиковать как юрист или доктор - ведь соответствующие лицензии городские муниципалитеты выдавали лишь лицам с университетским дипломом.
Правда, история донесла до нас интересные свидетельства об исключениях из этого правила. Так, в XIV веке итальянская девушка по имени Новелла, дочь известного ученого Джованни д'Андреа, друга Петрарки, не только посещала занятия в университете, но даже читала там лекции вместо заболевшего отца.
Когда это происходило, между ней и студентами ставили ширму - и потому, что это выходило за рамки тогдашних приличий (публичная сфера считалась сферой мужской), и для того, как гласит легенда, чтобы слушатели не отвлекались, взирая на удивительную красоту девушки.
Лекции в университете читали также Бетина, сестра Новеллы, Констанция Календа из Неаполя. В 1380 году в Болонском университете преподавала медицину и моральную философию Доротея Букка, дочь болонского философа и медика. Сохранились упоминания и о том, что некоторые женщины, например Элеонора Аквитанская, тайно посещали лекции в университете.
Сложнее было нарушить запрет заниматься интеллектуальной деятельностью профессионально. Но и здесь были исключения - власти нередко нарушали запрет и позволяли женщинам-врачам практиковать. Алессандра Джиллани из Болоньи во время занятий студентов препарировала человеческие тела, показывая им устройство органов человека.
Ткачество.
Женщина бьет прялкой мужа.
Основные ткани - шерсть и лен - до конца XII в. изготовляли домашним способом.
Женщина пряла, ткала, красила ткани сама - это были ее основные занятия.
Лучшую шерстяную ткань - шарлах - изготовляли в Англии и Нидерландах (название ткани обозначает не красный цвет, а сорт ткани. Она могла быть также коричневой, синей, белой и даже полосатой.).
Хлопок доставляли с Востока через Венецию и Испанию при посредничестве мавров.
Роскошным материалом считался бархант - ткань с льняной основой и хлопковым утком., который позднее стали изготовлять в Германии.
Шелкопрядение развивалось в Сицилии и Венеции благодаря арабам. Лучшим шелком считался пурпур (это название тоже обозначало сорт ткани, а не цвет). В XII в. в Германии умели изготовлять уже набивные ткани с помощью деревянных брусков, но поскольку узор печатали только на льне, то из нее шили одежду в основном для простолюдинов. Ввозимые извне орнаментированные ткани были настолько дорогими, что их могли приобретать только богачи. Цвета почитались чистые, кроме серого и коричневого, которые можно было получить из овечьей шерсти, не окрашивая ее.
Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, пряслицы и собственно прялки. Перед началом работы прядильное волокно прикрепляли на какой-нибудь воткнутый сук или палку с развилкой (позже этот сучок заменили доской, которая и получила название прялки).
С давних пор прялка сопровождала женщину с раннего детства и до самой старости. Мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид. Были праздничные прялки и прялки для будней. Наиболее интересными являются праздничные, подарочные прялки, декорированные резьбой, резьбой с подкраской и росписью.
Связь прялок со свадебной обрядностью и обычаем дарить их девушке, достигшей возраста невесты, продлила развитие этого жанра до первых десятилетий XX века. Праздничные прялки создавались для участия девушек и женщин в трудовых обрядовых празднествах - зимних посиделках.
Прядение относилось к числу важнейших женских работ, необходимых для обеспечения семьи. В отдельных районах оно было связано и с изготовлением холстов на продажу - работа трудоемкая и однообразная. Народная мудрость научила выполнять ее коллективно и связала с традиционной обрядностью, имевшей прямое отношение и к трудовым календарным праздникам и событиям свадебного цикла. С начала зимы девушки и женщины собирались вечерами в просторной избе для совместной работы, которая называлась "посиделками", или "беседами". Приглашались и парни.
Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, занимательными рассказами и играми, ухаживанием парней за девушками. Это приучало готовиться к посиделкам как к празднику. Вечер первых зимних посиделок назывался "смотром невест". К этому моменту отец дарил дочери, впервые идущей на посиделки, нарядную прялку, красота которой свидетельствовала о благополучии и достатке семьи, из которой происходит невеста.