Женщины. Быт и занятия. Часть первая.

Jun 17, 2012 13:01




То, чем занимались женщины помимо того, что рожали и растили детей.


Появление и развитие городов серьезно изменило общую структуру женского труда; женщины вовлекались в ремесленное производство, в котором оставили заметный след.

Интерес представляет, прежде всего, вопрос о том, насколько широкой была сфера приложения женского труда и какова была степень вовлечения женщин в цеховое ремесло.
Сословный статус горожанок, будь то жены богатых купцов, королевских чиновников, мелких торговцев, ремесленников или женщины, которые самостоятельно занимались производством товаров или услуг, был одинаков: все они относились к третьему сословию.

Однако экономическое положение, образ жизни и специфика занятий женщин различных слоев городского населения различались существенно. Богатые горожанки по этим показателям приближались к аристократкам. Их экономическая деятельность, как правило, заключалась в управлении домашним хозяйством и поместьем. Основная же масса женского населения городов была вынуждена сочетать домашний труд и непосредственное производство товаров и услуг.

Нужда заставляла и замужних женщин искать дополнительный доход к заработку супруга; причем их трудовая активность часто поддерживалась и даже инициировалась мужьями. Иногда, правда, женщины шли работать не из-за недостатка средств. Так, англичанка Маргарита Кемпе (1373-1440), впоследствии ставшая известным английским мистиком, в один из периодов своей интереснейшей жизни была едва ли не лучшим пивоваром в городе...

________________________________

Занятие музыкой.

Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях.

Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции - искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, XIII век), в Германии - миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, XII-XIII века), а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен.

Входят в быт новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.), возникают ансамбли (нестабильных составов). В крестьянской среде расцветает фольклор. Действуют также «народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи). Музыка вновь выполняет главным образом прикладные и духовно-практические функции. Творчество выступает в единстве с исполнительством (как правило - в одном лице) и с восприятием.

широкое распространение светского профессионализма (как придворного, так и народного), приобретающего виртуозный характер, ограничение устной традицией и монодическими (мелодия без аккомпанемента) формами, достигающими, однако, высокой изощрённости в отношении мелодики и ритмики, создание весьма устойчивых национальных и межнациональных систем музыкального мышления, объединяющих в себе строго определённые виды ладов, жанров, интонационных и композиционных структур.











































Читали и писали книги.

Главная же цель образования девочки - возможность для нее чтением (и постоянным трудом) избежать влечения к  плотскому наслаждению, пустословию, которые суть детища безделья. И если уж женщина по причине природной слабости разума своего не может не тянуться к удовольствиям, пусть эти удовольствия будут достойными и полезными, как-то чтение и труд, считает Эгидий Римский. Всех девушек следует учить ремеслу: бедные смогут работать и тем приносить пользу своему дому; более состоятельные должны знать все о ведении домашнего хозяйства, чтобы впоследствии руководить домашней экономикой; аристократки же обучаются ремеслам "благородным" (вышиванию, например), чтобы достойно занять свое свободное время.

Французский рыцарь Делатур Ландри (вторая пол. XIV в. - после 1380) в книге, написанной в назидание своим дочерям, также считал, что женщина должна быть обучена грамоте: читая, она сможет утвердиться в вере и избежать тех опасностей, которые подстерегают душу. Хотя, полагал автор, от женщины невозможно требовать, чтобы она хорошо разбиралась в Священном Писании.

В трактате итальянца Франческо Барберино (1264-1348) еще более сужен круг тех женщин, которых следует приобщать к знаниям. Лишь дочери правителя нужно обучаться чтению и письму, поскольку только ей это может пригодиться в случае, если она станет правительницей страны. Всех же прочих женщин, включая и аристократок, учить грамоте не следует, поскольку - и здесь его точка зрения сходна с мнением Филиппа Новарского - это может служить почвой для соблазнов. Женщин же из прочих сословий обучать грамоте не только не рекомендуется, но считается достойным порицания.
  С утверждением куртуазных традиций получило развитие меценатство. Женщины из правящих фамилий покровительствовали литературе и искусствам, давали кров учёным, поэтам, писателям, музыкантам. Нередко они сами участвовали в литературном процессе средневековья, напримерКристин де Пизан  (Christine de Pisan 1365 - 1430)
Писательница и поэтесса, первая женщина которой удалось зарабатывать деньги благодаря своему писательскому труду. А вот Мысли из мемуаров Маргариты Наварской
(Маргарита Наваррская Валуа, (королева Марго), 1492-1549 - французская принцесса, сестра короля Франциска I)

"Находить удовольствие в похвале - общий порок женщин. Я порицаю за это свой пол и не хочу быть такой".

"Когда мне было четыре или пять лет, отец посадил меня на колени и начал беседу.
Он сказал, чтобы я выбрала себе в услужение либо принца де Жуанвиля, которым был тогда этот большой и невезучий герцог де Гиз 
или маркиза де Бопро, сына принца де Ларош-Сюр-Ион (природа постаралась снабдить его таким умом, что вызвала тем самым зависть у судьбы, которая, отняв у него жизнь в возрасте 14 лет, лишила его почестей и лавров, несомненно его ожидавших: так благороден и добродетелен был весь его облик). 
Я смотрела, как оба они, будучи шести или семи лет от роду, играли возле моего отца, и выбрала маркиза. 
На вопрос отца: «Почему? Он не так красив» (ибо принц де Жуанвиль был белокож и белокур, а маркиз де Бопро смугл и темноволос).
Я ответила: «Потому что он послушный, а тот, другой, не может оставаться в покое, пока не причинит кому-нибудь зло, и всегда хочет быть первым".
Меценатки вносили немалый вклад в развитие женского образования и благодаря тому, что основывали монастыри, школы для девочек при этих монастырях, а также городские элементарные школы.



































































Быт, Женщины, Миниатюры

Previous post Next post
Up