В числе переводных памятников, обращавшихся в древней Руси, были и такие, которые давали наукообразные сведения о мире природы. К ним принадлежали сборники: Физиолог, Шестоднев и Христианская топография Космы Индикоплова.
Уходящие в известной степени своими корнями в античность, эти сборники, однако, насквозь проникнуты специфически христианским мировоззрением, в период средневековья всецело подчинявшим науку
Богословской догме и приспособлявшим ее к интересам церкви.
Физиолог заключал в себе описание особенностей и свойств преимущественно различных животных, действительных и воображаемых, а также фантастических камней и деревьев.
Так, в древнейшей редакции Физиолога фигурируют лев, орел, змея, муравей, еж, лисица, кит, лягушка, слон и т. д. рядом с фениксом, сиренами, кентаврами, единорогом и некоторыми другими фантастическими животными. Из деревьев в Физиологе идет речь о дубе и о смоковнице.
Из камней в Физиолог попали алмаз, кремень, магнит, агат, жемчуг, «индийский камень».
Даже в тех случаях, когда Физиолог повествует о реальных животных, деревьях и камнях, он сообщает о них вполне фантастические сведения.
Общее количество рассказов древнейшей, дошедшей до нас редакции Физиолога - 49, считая и рассказ о трех отроках в пещи огненной, чуждый содержанию Физиолога и явившийся, очевидно, позднейшим придатком к рассказу о саламандре.
Каждый рассказ Физиолога сопровождается символическими толкованиями в духе христианской догматики; некоторые же рассказы, кроме того, начинаются с цитат из Священного Писания или ссылок на него.
Возник Физиолог, судя по сделанным в конце XI в. ссылкам на него отцов церкви, приблизительно около середины
первого века, видимо, в Александрии. Свой материал он черпал у античных писателей, в памятниках египетской и
библейской старины и в талмудических легендах. По всей вероятности, Физиолог складывался постепенно: церковные писатели разновременно использовали физиологическую сагу в целях символического ее истолкования в духе христианских идей, а затем разрозненные материалы этого коллективного творчества были объединены и
соответствующим образом отредактированы неизвестным нам компилятором, придавшим сборнику стройность и
единообразие в композиции отдельных его рассказов.
Обычно рассказы христианского Физиолога начинаются со ссылки на свидетельство Физиолога вообще. В славянских текстах целый ряд рассказов начинается со слов: «Фисилог глаголеть сия» или «Фисилог сказаеть», чаще всего - «Фисилог рече» и т. п.
В иных случаях этому предшествует, как указано было выше, ссылка на Священное Писание,
например: «О неясыти добре Давид глаголеть: уподобихся неясыти пустыньней» или: «О нощнем вране рече псаломник: бых яко нощный вран на нырищи». Рассказ заканчивается символическим истолкованием физиологических цитат, иногда с одобрительным замечанием: «Добре рече Фисилог» о том-то.
Почти систематические ссылки христианского Физиолога на Физиолог вообще заставляют предполагать, что первый использовал материал какого-то ранее существовавшего
зоологического в основном трактата, сложившегося, возможно, еще на языческой почве. Однако из этого трактата было взято лишь то, что так или иначе поддавалось символическому истолкованию в духе христианских воззрений.
Можно даже думать, что и содержание иных рассказов в христианском Физиологе в некоторых подробностях представляло собой не простую передачу дохристианского физиологического материала, а приспособление его к определенным догматическим или моральным положениям христианской религии.
Языческая основа Физиолога не препятствовала его широкой популярности в христианском мире, о чем свидетельствует хотя бы большое количество его списков в Византии и его значительное влияние на средневековую церковную письменность, в частности на проповедь, а также на церковную архитектуру, живопись, рукописный орнамент и даже на народно-поэтическое творчество. Постепенно ограничивая себя материалом исключительно лишь животного царства и пополняясь рядом новых его представителей, Физиолог превратился в Бестиарий, в свою очередь нашедший себе широчайшее отражение в памятниках средневековой литературы и средневекового искусства.
Помимо греческого языка, Физиолог, и развившийся из него затем Бестиарий были известны на языках латинском, армянском, эфиопском, сирийском, арабском, а также на языках славянском, старофранцузском, старонемецкои и т. д.
Само возникновение христианского Физиолога с его символическими истолкованиями находится в полном соответствии с элементами символического мировоззрения раннего христианства. Животная символика, фигурировавшая уже в Библии, в первые века христианства получает значительное распространение. Жизнь животных, с точки зрения христианского мировоззрения, являлась как бы прообразом и в то же время символическим отражением душевного мира человека.
Уже в I в. н. э. она используется для выражения христианских идей, например, Климентом Римским в его Послании к коринфянам. Символическая экзегеза особенно прививается на Востоке, главным образом в александрийской церкви, заимствовавшей символический метод истолкования от иудейской александрийской школы. Понятно поэтому возникновение христианского Физиолога именно в Александрии, где соприкасались культурные традиции Востока, языческого мира и раннего христианства.
На русской почве Физиолог известен в небольшом количестве списков (полных - всего три), из которых два наиболее ранние восходят ко времени не ранее XV в. Оба они представляют собой древнейшую редакцию памятника, в первоначальном виде не сохранившуюся в других славянских литературах. Эта редакция очень близка к древнейшей греческой и в конечном счете зависит от нее. Судя по языку, старейшие русские тексты Физиолога восходят непосредственно к болгарскому его переводу, сделанному в XII, а быть может, даже и в XI в.
Что касается времени появления Физиолога на русской почве, то точными данными мы на этот счет не располагаем. Однако есть все основания думать, что он известен был у нас уже в Киевский период. За это говорит распространение у нас в это время физиологической саги вообще и ее проникновение в письменность и в изобразительное искусство. Физиологические вставки мы находим в Толковой палее - памятнике XIII в.
_________________________
ФИЗИОЛОГ
Слово и сказание о зверях и птицах.
Физиолог о льве.
Три свойства имеет лев.
Когда львица родит, то приносит мертвого и слепого детеныша, сидит она и сторожит его до трех дней. Через три же дня приходит лев, дунет ему в ноздри, и детеныш оживет. То же и с верными народами. До крещения они мертвы, а после
крещения очищаются святым духом.
Второе свойство льва. Когда спит, то глаза его бодрствуют. Так и господь наш говорит иудеям: «Я сплю, а глаза мои божественные и сердце бодрствуют».
А третье свойство льва,- когда львица бежит, то следы свои заметает своим хвостом, и охотник не может отыскать ее следов.
Так и ты, человек. Когда творишь милостыню, то пусть левая рука не знает, что делает твоя правая. Да не помешает
дьявол делам помысла твоего.
Об антилопе.
У антилопы два рога.
Живет она около реки-океана на краю земли. Когда же захочет пить, то пьет из реки и упивается, упирается в землю и роет ее рогами своими. И есть там дерево, называемое танис, сильно напоминающее виноградную лозу широкими ветвями и густыми прутьями,- и, продираясь сквозь прутья, антилопа запутывается в них,- тогда охотник ее ловит и одолевает.
Так и человек. Вместо рогов бог дал ему оба Завета, Ветхий и Новый. Рога - это сопротивление силе; как говорит
пророк Давид: «С тобою избодаем рогами врагов наших». Река океанская - это богатство. Танис же - житейские
наслаждения. Запутывается в них человек, который не заботится о вере, и находит его дьявол и одолевает его.
О слоне.
Слон живет в горах.
Слониха находит траву, называемую мандрагорой, и поглощает ее. Так же и слон; и сходится с нею. А когда слониха рожает, то входит в реку до вымени и рожает в воде. Спит же слон стоя около дерева. А если упадет, то вопит, и приходит большой слон, но не может поднять его; и затем приходят другие двенадцать. Но и они поднять не могут. И тогда завопят все двенадцать слонов. И приходит маленький слон, и подставляет хобот свой, и поднимает его.
Таким образом, первый слон - это Ева, второй - Адам. Трава - древо ослушания. И если вкусил, то совершил
преступление. А если, увы мне, то согрешил. А что такое озеро? - Рождества рай. А что такое склоненные деревья? - Оплот райский. И кто с топором, тот дьявол. А что топор? - Это язык змеи. И когда упал, то был изгнан. А кто большой слон? - Моисей. А кто двенадцать слонов, которые не могли поднять его, и кто поднял его? - Христос, который вывел того Адама из ада.
Об олене.
Олень живет пятьдесят лет.
А затем уходит в долины и горные леса, и учует запах змеи, и где найдет ее, трижды сменившую кожу, обнюхивает ее и отбрасывает ее. И после этого идет и пьет воду. Если же не пьет, то умирает. Если же выпьет, то живет другие пятьдесят лет. Об этом говорит пророк: как стремится олень к источникам водным.
Так и ты, человек, заключаешь в себе три обновления: крещение, покаяние и нетление. А когда согрешишь, то
устремись к церкви, и к живому книжному источнику, и к пророческому сказанию, и испей живой воды, то есть святого причастия.
Об орле.
Орел живет лет сто.
И растет кончик клюва его. И ослепнут глаза его, так что он не видит и не может охотиться. Тогда он взлетает в высоту, бросается на утес, и отломится кончик клюва его; и искупается в золотом озере. А потом садится на солнцепек. Когда же он согреется, с него сходит чешуя, и он опять становится птенцом.
Так и ты, человек, если много нагрешишь, возвысься, то есть обратись к вере, и оплакивай проявление греха, и умойся слезами своими. Отогрейся в церкви и сбрось с себя грехи.
О фениксе.
Феникс самая красивая птица из всех, и красивее павлина.
У павлина в обличье ни золота, ни серебра, а у феникса - иакинфы и многоценные камни. Голова его украшена венцом, а на ногах - сапоги, как у царя. Обитает же феникс близ Индии, около Солнечного города. Возлежит он лет пятьсот на кедрах ливанских без еды. Питается же от святого духа. И по пятьсот лет наполняет крылья свои благовониями. И бьет в било иерей Солнечного города, и та птица идет к иерею и входит в церковь. Иерей же садится на солее с птицей. И превращается птица в пепел. А назавтра приходит иерей и находит птицу в виде малого птенца. А через два дня он находит ее зрелой, какой была раньше. И целует ее иерей, а она опять уходит на свое место.
А неразумные жиды не верят в тридневное воскресение господа нашего Иисуса Христа. И что эту птицу он сам
оживляет и будто сам себя не воскрешает. Сего ради пророк Давид говорит: «Праведник процветает, как феникс, как кедр ливанский, умножится насаждение в доме господнем».
О куропатке.
Куропатка кладет много яиц в гнезде своем.
Она весьма чадолюбива. И даже идет к чужим гнездам и таскает оттуда яйца. Только чтобы увеличить число птенцов своих.Так и ты, человек: когда собираешь богатство, не можешь насытиться, и все тебе мало.
О горлице.
Горлица - птица-однолюб.
Если погибнет одна из четы, то другая улетает в пустыню, садится на сухом дереве и оплакивает супруга своего. И уже не сочетается больше ни с кем другим никогда.
Так и ты, человек, если разлучился с женой своей, то не прилепись к другой.
О пеликане.
Пеликан - чадолюбивая птица.
Самка проклевывает ребра птенцам своим. А самец прилетает с кормом, раздирает клювом грудь свою и вытекшей
кровью оживляет птенца.
Так и господь наш. Его ребра прокололи жиды копьем. Выступили кровь и вода. И оживил он вселенную, то есть
умерших. Сего ради и говорит пророк, что уподобился пеликану в пустыне.
О ласточке.
Ласточкино гнездо в пустыне на распутье.
Когда ослепнет один из птенцов ее, она отправляется в пустыню,
и приносит травы, и кладет их на очи его. И он прозревает.
Так и ты, человек, когда согрешишь, то обратись к молитве и прими покаяние, и ради единосущной троицы ты
избавишься от того греха.
Об удоде.
Удод свивает гнездо свое и выкармливает птенцов своих.
А затем птицы линяют и делаются нагими. Тогда выходит один из их птенцов и приносит пищу родителям своим, пока они не оперятся и не взлетят оба.
Так и ты, человек. Когда состаришься, не отчаивайся, но, идя в церковь, помолись и обретешь милость.
О дятле.
Дятел - пестрая птица, живет она в горах, садится. на кедры и стучит своим клювом.
А где найдет мягкое дерево, там делает себе гнездо.
Так и дьявол борется с людьми. И когда в ком-то найдет слабость и пренебрежение к молитвам, то войдет в него и
угнездится. Если же в другом найдет крепость, то бежит от него.
О лисице.
Лисица, когда будет голодна, идет на солнечное место, и ложится на солнцепеке, и сдерживает свое дыхание.
Увидев это, птицы, принимая ее за мертвую, слетаются, чтобы клевать ее. Когда же они приблизятся к ней, она
вскакивает, хватает какую-нибудь из них и съедает. Так и кормится.
О жене и о муже.
Жена на западе, а муж на востоке.
И вот они сходятся, и жена съедает голову своего мужа, и зачнет, и
родит двойню. А как родит, сразу тут съедает своих детей. И тотчас умирает. И уходит муж на восток, а жена на запад.Так и ты, человек. Когда настигнет тебя житейская беда, устремись в церковь, прослезись и плачь. И отступит от тебя неудача.
О Горгоне.
У Горгоны обличие красивой женщины и блудницы.
Волосы же на ее голове - змеи. А взгляд ее - смерть.
Играет она и все время смеется. Живет она в горах на западе. И когда приходит ее брачная пора, встанет она и начнет звать. Начиная от льва и прочих зверей, от человека до домашних животных и птиц и змей, зовет, говоря: «Идите ко мне!» Как только они услышат ее зов, то идут к ней. А увидев ее, умирают.
И знает она язык всех зверей. Каким же образом одолевает ее волхв: он своей мудростью по звездам узнает день ее брачной поры. И идет на место ее, волхвуя издалеча. Она станет звать, начиная от льва и всех прочих зверей.
Когда же дойдет до языка волхвов, он ей отзовется так: «Выкопай на этом месте яму и вложи в нее свою голову, чтобы я не видел ее и не умер. Тогда я приду и лягу с тобой». И она сделает так.
Тогда волхв, придя, убьет ее, не глядя на нее и не видя головы ее, поэтому и не умирает. И прячет голову в сосуд. А если он увидит змею, или человека, или зверя, то покажет им голову Горгоны, и тотчас они оцепенеют; и Александр ведь имел эту голову и победил все народы. И ты, человек, имей уважение к господу и непременно одолеешь вражьи силы.
О змее.
Когда змея идет пить воду, то яд свой в гнезде своем оставляет.
Чтобы не отравить пьющих после нее.
И ты, человек, когда идешь в церковь святую, всякую злобу оставь дома.
И еще: когда состарится змея и не видит, влезает в узкую расселину в скале, и постится сорок дней, и затаится, и
полиняет, и опять станет молодой.
И ты, человек, постился сорок дней, чтобы сбросить с себя лесть дьявола и принять новый облик, обновляющийся во Христе.
И еще: когда змея видит одетого человека, то убегает от него. Если она увидит его раздетым, то нападает и борется с ним. Если же он защищен верою, то она бежит от него. Сего ради господь говорил: «Будьте мудры, как змея, и чисты, как голуби».
О голубе.
Голубь - славнейшая из всех птиц.
Различай же белую и черную голубку, как ходят белые, и пестрые, и
черные, и красные и кормят птенцов своих по-голубиному. Не могут они сами возлететь,- пока красная голубка не
появится и не подаст им пищу, они не возлетят.
Так и Спасово пришествие предсказали пророки Моисей и Аарон, Самуил, Даниил, Малахия, Исайя, Иеремия и прочие пророки о Иисусе. И не могли удостоверить свое слово, пока не пришла красная голубка - Иоанн Креститель; он же и крестил Иисуса, говоря: «Это агнец божий, принявший грехи всего мира». И ты, человек, не отдаляйся от церкви, чтобы не услышать: «Не знаю вас».
О ехидне.
Ехидна от пояса и выше имеет человеческий образ.
А от пояса и ниже - образ крокодила. Идут же и самец и самка на соитие. И когда распалится самка и хочет сойтись с самцом, она идет к самцу, съедает лоно его. И зачинает, и тотчас умрет самец. А когда приблизятся роды у самки, съедают чрево ее детеныши. И она умирает. И потом выходят
отцеубийцы и матереубийцы, как и жиды отцеубийцы и матереубийцы.
Они убили отца, то есть Христа, убили мать, то есть церковь. Того ради Иоанн поносил их, говоря: «Порождения
ехиднины! кто велел вам бежать от грядущего гнева?»
Об аисте.
Аист - чадолюбивая птица.
И когда самец приносит корм, то сторожит самка его птенца. И по очереди
кормят птенцов. И сторожат гнездо свое.
Так и ты, человек, ни вечером, ни утром не забывай молиться, не забывай и церкви. И никогда не одолеет тебя дьявол.
О водном коне.
От пояса и выше имеет образ коня, а ниже пояса образ рыбы кита.
Плавает, же в море и воевода над всеми рыбами. На окраинной же стороне земли стоит золотая рыба и не сходит со своего места, чтобы не попасться рыбакам на пути к водному коню. А он как воевода над рыбами идет на окраину земли к той золотой рыбе. Оближет ее, и затем ее облизывают все рыбьи самцы. И уходят на свои места сначала самцы, а потом самки. И самцы мечут семя, а самки, идя за ними, принимают его и становятся чреваты. И через семь дней родят. Когда же они ходят на окраинные земли, то рыбаки ставят сети свои на пути рыб. Пока же будут чреваты, их не ловят.
Водный конь толкуется: Моисей начал пророчества. Море же - весь мир, а рыбы - люди. Золотая рыба толкуется как вход правоверия. Идут же прежде пророки и приобщаются к святому духу. Люди, приобщающиеся к учению
пророчества, от них получают духовную благодать. Рыбаки же - это бесы. Сеть же - это пагуба и льстивые
вожделения,- если не следуют водному коню, то есть Моисееву закону, тогда отдаляются и попадают в сети тех рыбаков и погибают. А идущих за пророками не настигнет ни сеть, ни невод.
Об аисте и о прочих птицах.
Аист - добрая птица.
Когда настанет весна, соберутся все вместе с другими прочими
птицами, с гусями и утками и со всякими птичьими родами, из Египта, и Ливии, и из Сарацин. И взлетают все, и прибудут в Лукию на реку, называемую Ксанфон, и вступают там в бой с воронами, воронами и галками и сколько хищников есть.Следует и тем знающим время находиться там всем. Да пеликаново воинство, и журавлиное, и прочих водных птиц и травоядных выстроится по берегу на одной стороне реки. А вороново и всех прочих хищных птиц - на другом берегу реки.
Строятся же шесть месяцев и соберутся на бой. Знают же и дни, в которые хотят биться. Да слышен до небес шум, и течет кровь птиц, дерущихся в бою, и выпадают перья без числа.
Оттого-то лукиане все имеют перины на постелях своих. По окончании же боя того видят ворон раненых и прочих
хищных птиц множество, а также и аистов. И пеликанов немало, и других птиц. Многие же из них в бою том падают
замертво.Бой же их между собой и победа одной из сторон являет собой знамение всем людям. Если аистово воинство победит, то будет изобилие пшеницы и прочих всех злаков. Если же вороново воинство победит, то будет множество овец, и коров, и других четвероногих.
Аисты же имеют и другое примечательное свойство. Когда состарятся их родители и не могут уже летать, тогда их дети, поддерживая с обеих сторон и под пазухи, переносят их с места на место. Так и кормятся. А если начнут слепнуть, то их дети влагают корм им в рот. И таковы им награда и воздаяние.
О муравье.
Фисиолог сказал о нем, что три свойства имеет (он).
Первое его свойство: когда идут они вереницею, каждый несет во рту зерно, и ничего не имеющие ничего, и праздные не говорят нагруженным: «Дайте нам от зерен ваших» и не похищают у них силою, но отходят и собирают сами для себя. В этом надо видеть (собств. «найти») указание на мудрых дев и неразумных.
Второе свойство: когда (муравей) кладет себе в запас зерна в землю, (то) раскусывает зерна надвое, чтобы в ненастное время (зерна) не отсырели и не проросли, и (муравьи) чтобы не перемерли с голоду.
Третье свойство: часто ходит (он) на поле и восходит на колос, и обоняет стебель, и по запаху узнает пшеницу и ячмень, и сносит вниз колос (пшеницы), так как ячмень пища скота. Ибо говорит Иов: «Вместо пшеницы да взыдет мне ячмень» (в подлиннике: «вместо пшеницы да взыдет мне крапива, а вместо ячменя терние»).
О пеликане.
Физиолог сказал о пеликане, что он весьма чадолюбив: когда выводит он птенцов, то они, как немного подрастут, бьют в лицо родителей своих, и родители, давая (им) пощечины, убивают их; а потом сжаливаются родители их, и, прогоревав три дня о детях своих, которых убили, приходит после третьего дня их мать и разрывает собственные бока, и кропит свою кровь на мертвые тела птенцов, и воскрешает их.
Так и Господь наш у пророка Исайи говорит: «Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене». Творец нас родил, и мы били Его, «послужихом твари паче Творца». И вот взойдя на высоту креста и отверзши собственный бок, источил Он кровь и воду во спасение и жизнь вечную».
О воронах.
Физиолог говорит о воронах: «Хорошо Иеремия говорил Иерусалиму: «Сидела еси, аки врана особящаяся». Фисиолог сказал о ней, что она единобрачна, ибо когда скончается самец ее, то не сходится с другим мужем, ни самец с другою женою».О кентаврах и сиринах.
«Сказал Исаия пророк, что «беси и сирини и ежеве воспляшут в Вавилоне» .
Фисиолог сказал о сиринах и онокентаврах, что сирины - это животные смертоносные в море, и как музы голосами поют благозвучно, и плывущие мимо, если услышат их пение, сами бросаются в море и гибнут. Вид же (они) имеют наполовину, до пупа, женщины, наполовину же птицы имеют вид. Подобным образом и онокентавры половину имеют человека, а половину, от груди, имеют коня.
Так и всякий «муж двоедушен неустроен во всех путех своих». Есть некоторые, собирающиеся в церкви, и в церкви они как люди, когда же отлучены ее будут, то себя казнят. Итак, не принимают ли они лица сирен и онокентавров, враждебных сил и обманщиков еретиков, ибо «благими словесы» их, как сирины, «прельщают сердца незлобивых».
О едионороге
«И вознесется, говорит певец, яко единорога рог мой».
Фисиолог сказал про единорога, что такое свойство имеет: малое животное он, подобен козленку, но очень горячее, и не может охотник подойти близко к нему, так как оно очень сильно. Один рог имеет посреди головы его. А как его ловят, скажу: деву чистую, одетую бросают пред ним, и прыгает в пазуху девы животное, и (она) держит его, и (оно) идет за ней, и (она) несет его во дворец к царю.
Итак, прилагается (это) к лицу Спасителя нашего; ибо «возста из дома Давида отца нашего рог во спасение наше». Не смогли удержать его силы ангельские, но вселился во чрево истинноДевы Марии, «и Слово плоть бысть и вселися в ны»
О кентаврах и сиренах.
«Сказал Исаия пророк, что «беси и сирини и ежеве воспляшут в Вавилоне» .
Фисиолог сказал о сиринах и онокентаврах, что сирины - это животные смертоносные в море, и как музы голосами поют благозвучно, и плывущие мимо, если услышат их пение, сами бросаются в море и гибнут. Вид же (они) имеют наполовину, до пупа, женщины, наполовину же птицы имеют вид. Подобным образом и онокентавры половину имеют человека, а половину, от груди, имеют коня.
Так и всякий «муж двоедушен неустроен во всех путех своих». Есть некоторые, собирающиеся в церкви, и в церкви они как люди, когда же отлучены ее будут, то себя казнят. Итак, не принимают ли они лица сирен и онокентавров, враждебных сил и обманщиков еретиков, ибо «благими словесы» их, как сирины, «прельщают сердца незлобивых».