конные памятники Донателло и Гасимова

Sep 04, 2013 21:44

Два коня, они разной породы под стать своим наездникам.
Памятник болгарскому эмиру мы увидели на берегу Камы в Елабуге. Болгарского коня скульптур хотел отразить спокойно и горделиво стоящим, но конь выглядит вросшим в землю и понурившим голову. Неужели все дело в привычно поднятой передней ноге? Если представить, что конь поднял ногу, то из скульптуры уходит статика, конь роет землю и готов нести всадника в указанную сторону.


Памятник болгарскому эмиру Ибрагиму I-му бен Мухаммату. История сюжета по замыслу авторов: болгарский хан на отвесном берегу реки, увидев прекрасные места, воткнул в землю бунчук - символ ханской власти - и указал рукой в сторону основания будущего города. В деталях памятника отражен менталитет народа: сабля всадника прикрыта щитом - это знак мирных намерений, конь стоит спокойно и горделиво, что говорит о силе и мудрости народа.
Мне конь говорит о тихом нежелании подчиняться воле наездника. Возможно, для отображения силы и мудрости народа надо было выбрать другой элемент?


Конные монументы Донателло и Марка Авелия представляют собой единения всадника и коня, они связаны движением вперед (Аврелий) и сдерживающий порыв коня Гаттамелата - они понимают друг друга.


"Традиция придавать восседавшему на коне императору образ непобедимого владыки мира укоренилась еще со времен Юлия Цезаря, когда он дозволил воздвигнуть себе подобный памятник на Юлиан­ ском форуме. Марк Аврелий тоже хотел выглядеть победоносным - под правым передним копытом его коня когда-то находилась скорчившаяся фи­гурка варварского вождя. В высшей степени оду­ хотворенный образ могучего коня передает ратный дух, но сама фигура императора, лишенная до­ спехов и вооружения, выражает стоическую отре­ шенность. Это скорей образ миротворца, а не военного героя. Таким и был взгляд этого импе­ ратора на самого себя и на свое правление (161- 180 гг. до н. э.).


"В 1443 году Донателло был приглашен в Падую для создания конной статуи незадолго до этого скончавшегося венецианского кондотьера (предво­ дителя наемной дружины) Гаттамелаты. Этот памятник, самая большая из свободно стоящих бронзовых скульптур Донателло, как и в прежние времена, возвышается на пьедестале перед церковью Сант-Антрнио в Падуе. Избегая прямого копирования конного памятника Марку Аврелию в Риме, скульптор, тем не менее, исполнил свою статую в том же материале и придал ей такую же величественность, соразмерность пропорций и благородство образа. Донателло создал могучего коня, способного выдержать всадника в тяжелых доспехах, и складывается впечатление, что кондотьеру приходится удерживать его не столько физической силой, сколько усилием воли. В новой ренессансной трактовке «Гаттамелата» не является частью надгробия. Этот памятник был создан с единственной целью - обессмертить славу великого военачальника. Статуя была заказана правителями Венецианской республики в знак благодарности кондотьеру за верную и безупречную службу. В соответствии с этой целью Донаттело создает образ, в котором добивается единства идеальных и реалистических черт. Голова Гаттамелаты ярко индивидуализирована, хотя при этом скульптор придает ей истинно римское благородство. Доспехи военачальника также сочетают в себе черты современной конструкции и античные детали." (Основы истории искусств, Янсон и Янсон)

contemporary art, Возрождение, Донателло

Previous post Next post
Up