Два коня, они разной породы под стать своим наездникам.
Памятник болгарскому эмиру мы увидели на берегу Камы в Елабуге. Болгарского коня скульптур хотел отразить спокойно и горделиво стоящим, но конь выглядит вросшим в землю и понурившим голову. Неужели все дело в привычно поднятой передней ноге? Если представить, что конь поднял ногу, то из скульптуры уходит статика, конь роет землю и готов нести всадника в указанную сторону.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9326/210382402.12/0_d7579_53071c8d_XL.png)
Памятник болгарскому эмиру Ибрагиму I-му бен Мухаммату. История сюжета по замыслу авторов: болгарский хан на отвесном берегу реки, увидев прекрасные места, воткнул в землю бунчук - символ ханской власти - и указал рукой в сторону основания будущего города. В деталях памятника отражен менталитет народа: сабля всадника прикрыта щитом - это знак мирных намерений, конь стоит спокойно и горделиво, что говорит о силе и мудрости народа.
Мне конь говорит о тихом нежелании подчиняться воле наездника. Возможно, для отображения силы и мудрости народа надо было выбрать другой элемент?
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9328/210382402.11/0_d7392_6b42e4c7_XXL.jpg)
Конные монументы Донателло и Марка Авелия представляют собой единения всадника и коня, они связаны движением вперед (Аврелий) и сдерживающий порыв коня Гаттамелата - они понимают друг друга.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9257/210382402.12/0_d739d_8042eee7_XXL.jpg)
"Традиция придавать восседавшему на коне императору образ непобедимого владыки мира укоренилась еще со времен Юлия Цезаря, когда он дозволил воздвигнуть себе подобный памятник на Юлиан ском форуме. Марк Аврелий тоже хотел выглядеть победоносным - под правым передним копытом его коня когда-то находилась скорчившаяся фигурка варварского вождя. В высшей степени оду хотворенный образ могучего коня передает ратный дух, но сама фигура императора, лишенная до спехов и вооружения, выражает стоическую отре шенность. Это скорей образ миротворца, а не военного героя. Таким и был взгляд этого импе ратора на самого себя и на свое правление (161- 180 гг. до н. э.).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/210382402.12/0_d739a_c6b86ee2_XXL.jpg)
"В 1443 году Донателло был приглашен в Падую для создания конной статуи незадолго до этого скончавшегося венецианского кондотьера (предво дителя наемной дружины) Гаттамелаты. Этот памятник, самая большая из свободно стоящих бронзовых скульптур Донателло, как и в прежние времена, возвышается на пьедестале перед церковью Сант-Антрнио в Падуе. Избегая прямого копирования конного памятника Марку Аврелию в Риме, скульптор, тем не менее, исполнил свою статую в том же материале и придал ей такую же величественность, соразмерность пропорций и благородство образа. Донателло создал могучего коня, способного выдержать всадника в тяжелых доспехах, и складывается впечатление, что кондотьеру приходится удерживать его не столько физической силой, сколько усилием воли. В новой ренессансной трактовке «Гаттамелата» не является частью надгробия. Этот памятник был создан с единственной целью - обессмертить славу великого военачальника. Статуя была заказана правителями Венецианской республики в знак благодарности кондотьеру за верную и безупречную службу. В соответствии с этой целью Донаттело создает образ, в котором добивается единства идеальных и реалистических черт. Голова Гаттамелаты ярко индивидуализирована, хотя при этом скульптор придает ей истинно римское благородство. Доспехи военачальника также сочетают в себе черты современной конструкции и античные детали." (Основы истории искусств, Янсон и Янсон)