Сравнение "Ночь" Микеланджело и рисунка Анны Ахматовой Амадео Модильяни

Jan 20, 2014 12:08

Из статьи Н.Харджиев
 О рисунке А.Модильяни.

"На всем протяжении своего пути он не утратил живой связи с художественной культурой итальянского Ренессанса. Об этом можно прочесть и в воспоминаниях друзей художника и в работах исследователей его творчества.
Поэтому нет ничего неожиданного в том, что образ Ахматовой перекликается с фигурой одного из известнейших архитектурно-скульптурных сооружений XVI столетия. Я имею в виду аллегорическую фигуру "Ночи" на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот едва ли не самый значительный и таинственный из женских образов Микеланджело.К "Ночи" восходит и композиционное построение рисунка Модильяни. Подобно "Ночи", фигура Ахматовой покоится наклонно. Постамент, с которым она составляет единое конструктивное целое, повторяет дугообразную (расчлененную надвое) линию крышки двухфигурного саркофага Медичи. Но в отличие от напряженной позы "Ночи", как бы соскальзывающей со своего наклонного ложа, фигура на рисунке Модильяни статична и устойчива, как египетский сфинкс.
По свидетельству Ахматовой, у Модильяни было весьма смутное представление о ней, как о поэте, тем более что тогда она только начинала свою литературную деятельность. И все-таки художнику с присущей ему визионерской прозорливостью удалось запечатлеть внутренний облик творческой личности.
Перед нами не изображение Анны Андреевны Гумилевой 1911 года, а "ахроничный" образ поэта, прислушивающегося к своему внутреннему голосу.
Так дремлет мраморная "Ночь" на флорентийском саркофаге. Она дремлет, но это полусон ясновидящей."
4 мая 1964




Джорджо Вазари. Жизнеописание Микеранджело Буонарроти.

А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостно, но и единственной? Кто и когда, в каком вке видел когда-либо статуи древние или новые, созданные с подобным искусством? Перед нами не только спокойствие спящей, но и печаль и уныние того, кир потерял нечто почитаемое и великое. И веришь, что эта Ночь затмевает всех, когда-либо помышлявших в скульптуре и в рисунке, не говорю уже о том, что бы его превзойти, но хотя бы с ним сравниться. В ее фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих. И потому люди ученейшие сложили в ее честь много стихов, латинских и народных, вреоде следующих, автор коих мне неизвестен:

Ночь, что так сладко пред тобою спит,
То ангелом одушевленный камень,
он недвижим, но в нем есть жизни пламень,
Лишь разбуди - и он заговорит.

Микеланджело на этот мадригал ответил четверостишием, ставшим не менее знаменитым, чем сама статуя:
Michelangelo Buonarroti «Caro m'è 'l sonno, e più l'esser di sasso...

Текст Микеланджело:
Caro m'è 'l sonno, e più l'esser di sasso, 
mentre che 'l danno e la vergogna dura; 
non veder, non sentir m'è gran ventura; 
però non mi destar, deh, parla basso. 
Rime, 247 (1546)

Перевод Федора Тютчева:
Молчи, прошу, не смей меня будить. 
О, в этот век преступный и постыдный 
Не жить, не чувствовать - удел завидный... 
Отрадно спать, отрадней камнем быть. 
(1855)

Что я чувствую:

Ночь: дыхание останавливается, тело замирает, в животе возникает напряжение, мышцы сжимаются.
Рисунок Модильяни: дыхание глубокое, вдыхаю много воздуха, становлюсь больше.

PS Рисунок не дает покоя. Трансформация образа есть, Анна Ахматова была хрупкой, а на рисунке женщина-глыба. Говорят, что Амадео не понимал стихи Ахматовой,  значит, он Амадео чувствовал силу ее стихов, знал, что она останется во времени.

Микеланджело, домашнее задание, Амадео Модильяни, Анна Ахматова

Previous post Next post
Up