Город Жуковский назван в честь учёного, а мне вспомнился другой Жуковский - поэт 18 века, написавший страшное стихотворение «Лесной царь» (вольный перевод «Ольхового короля» Гёте). Балладу о Лесном царе, погубившем мальчика, проходят в школе, в шестом классе, хотя она «доставит» и взрослому. Пособие для учителей рекомендует «усилить влияние художественного текста на личность» с помощью музыки. Только в чем смысл такого влияния? И какое отношение к природе формирует эта страшилка под музыку?
В школьной литературе немало текстов и отдельных эпизодов, где природа предстает безобразной, унылой, равнодушной, враждебной и т.п. Мало кто сомневается, что школьникам следует прививать любовь к русской природе, но порой автор не оставляет учителю шансов. К примеру, ярый природоненавистник Горький, которого, казалось бы, надо проклясть и забыть. Но у нас элитная частная школа носит имя «Данко» (а ее газета - «Сердце Данко»). Значит, есть еще леса, из которых надо вывести народ. В крайнем случае, с помощью ОМОНа.
Поэтесса Цветаева в свое время написала, что «после страшной гётевской не-сказки жить нельзя так, как жили (в тот лес! Домой!)». Выглядит нелепым преувеличением, но таких сказок и несказок в школе и за ее стенами с перебором. Может, пора переоценивать ценности? Не забудем и о другом Жуковском, Николае Егоровиче. Кстати, почему эти подростки не «бредят небом», самолетами, а идут в лес и получают по рукам и по чему попало в Цаговском лесу? Значит, где-то сбой в программе. Где? Разве не интересно?
В школьной литературе немало текстов и отдельных эпизодов, где природа предстает безобразной, унылой, равнодушной, враждебной и т.п. Мало кто сомневается, что школьникам следует прививать любовь к русской природе, но порой автор не оставляет учителю шансов. К примеру, ярый природоненавистник Горький, которого, казалось бы, надо проклясть и забыть. Но у нас элитная частная школа носит имя «Данко» (а ее газета - «Сердце Данко»). Значит, есть еще леса, из которых надо вывести народ. В крайнем случае, с помощью ОМОНа.
Поэтесса Цветаева в свое время написала, что «после страшной гётевской не-сказки жить нельзя так, как жили (в тот лес! Домой!)». Выглядит нелепым преувеличением, но таких сказок и несказок в школе и за ее стенами с перебором. Может, пора переоценивать ценности? Не забудем и о другом Жуковском, Николае Егоровиче. Кстати, почему эти подростки не «бредят небом», самолетами, а идут в лес и получают по рукам и по чему попало в Цаговском лесу? Значит, где-то сбой в программе. Где? Разве не интересно?
Reply
Leave a comment