Кто тебя победил никто

Oct 22, 2021 00:42

Документальный фильм Любови Аркус снимался много лет и вышел к юбилею Аллы Демидовой.


Read more... )

Leave a comment

jenya444 October 22 2021, 04:43:51 UTC
Кульминацией этой части становится драма Театра на Таганке, разыгравшаяся после смерти Высоцкого. Взлет и изгнание Любимова, «предательский» приход и травля Эфроса, в итоге погубившая его, триумфальное возвращение и новое изгнание Любимова - теперь уже не советской властной номенклатурой, а демократическим актерским большинством. Демидова, будучи примой Таганки и героиней знаменитейших ее спектаклей, конечно, участвует в этих событиях, но не погружена в них с головой, сохраняет дистанцию. Еще более противоречивы и дистанционны ее отношения с оттепельной новой волной, захлестнувшей кинематограф. Планы работы с Тарковским свелись в итоге к единственному, хоть и великолепному эпизоду в «Зеркале». Она не играла ни у Климова и Кончаловского, ни у Германа и Абдрашитова, ни, разумеется, у Панфилова. Единственное исключение - роль в фильме «Ты и я» Ларисы Шепитько; встреча актрисы с Кирой Муратовой произошла гораздо позднее. Преимущественно же Демидову снимали Игорь Таланкин, Юлий Карасик, Александр Зархи, Михаил Швейцер - или ветераны, или кинематографисты второго ряда.

Здесь нужно сделать маленькое личное отступление. О Любе Аркус - львовской старшекласснице, написавшей сочинение про фильм «А зори здесь тихие», я впервые услышал от ее мамы, которая была начальницей соседнего отдела в конструкторском бюро, куда я пришел работать в качестве молодого специалиста. Как и меня, спустя несколько лет любовь к кино привела ее на киноведческий факультет ВГИКа. Еще через несколько лет она создала журнал «Сеанс», главными скрепами которого стали драматургия, монтаж, режиссура и даже актерская игра - в точности как в кино. Теперь Любовь Аркус реализовала свой режиссерский талант не на бумаге, а в фильме, не забыв при этом первую профессию. Она прекрасно работает с документами, с хроникой - и как киновед, и как режиссер-документалист. А ведь это чрезвычайно трудно, практически невозможно - во всем объеме прочувствовать накал эмоций того времени, немного не успев попасть в него по возрасту. Не побывав, предположим, на спектакле, где Высоцкий, войдя в раж, чуть не угодил ножкой от разлетевшейся табуретки в зрительницу первого ряда, побледневший, пробормотал: «Пардон» и продолжал играть.

В кино - другое дело: можно под микроскопом пересмотреть все фильмы, пусть и на выцветших копиях, а уж ретроспективный анализ Аркус делать умеет. И да, вторая часть «Кто меня победил никто» - отличная критическая статья, воплощенная экранными средствами, даже если закадровый голос режиссера кажется кому-то слишком резким и «прокурорским». «Аристократка и богачка в сетях соперницы-злодейки» - таково, пользуясь формулой Мандельштама, амплуа Демидовой в годы идеологических заморозков, когда она стала «актрисой с гардеробом», выступая во множестве костюмных драм из старой, сказочной или зарубежной жизни и всегда давая понять, что остается при этом «декаденткой». Она осталась ею и в новые времена.

Третья часть фильма - самая сильная; концепция режиссера-автора в ней выглядит столь же жесткой, но она перестает быть «киноведческой», утоплена в художественном решении, и это окончательно формирует образ фильма. В кадре появляются Майя Туровская, Анатолий Васильев, звучит запись разговора с Кирой Муратовой. За кадром в сложном монтаже голосов Демидовой и самого Иосифа Бродского звучит его «Осенний крик ястреба», в кадре - монтаж-некролог: Тарковский, Высоцкий, Виктюк, Муратова, Любимов, Эфрос, Владимир Валуцкий, спутник нескольких десятилетий жизни Демидовой, памяти которого посвящена картина. Они все были крупными личностями, самим своим масштабом противостоя гнету системы. Бывали друг с другом в непростых отношениях, но время их примирило. Одни были народными любимцами, другие «прошли стороной, как проходит косой дождь». Все ушли. Осталась одна Алла.

Reply


Leave a comment

Up