Последний раз видела игру Ивана Дыховичного на Таганке в спектакле "Товарищ, верь!". И спектакль тогда игрался в последний раз. Любимов был далеко, в вынужденной эмиграции. Эфрос в его отсутствие - на царстве: почему бы любимовский спектакль не закрыть?
Многие фразы воспринимались публикой с отчётливым подтекстом, зал был как бы соучастником спектакля. Публика собралась соответствующая - прибежала, зная, что это чудо, восхитительный "Товарищ, верь!", больше никогда не увидит. Так и вышло... Спектакль, конечно, не записан. Вот и осталась от него одна программка.
А какой красоты был спектакль! Я смотрела его раз пять. Искренний, радостный, полный любви к личности Пушкина, с прекрасными песнями. Актёры играли взахлёб. Собственно, самого Пушкина играли аж пять актёров: Золотухин, Дыховичный, Филатов, Джабраилов, Погорельцев. Новые Пушкины появлялись по мере взросления самого Пушкина: одному актёру как бы было не по силам охватить гений Пушкина. Так было задумано Юрием Петровичем Любимовым.
Вот эту фотографию сегодня нашла у себя. Простите, что она не поправлена, с погрешностями.
В центре бесподобный Ваня Дыховичный с гитарой. Такой озорной, задиристый, лёгкий, стремительный Пушкин ... Рядом ещё два Пушкина - Валерий Золотухин и Леонид Филатов. И дамы из окружения Пушкина - Маша Полицеймако, Нина Шацкая, Наталия Сайко и, по-моему, проглядывается Татьяна Сидоренко.
Вечная память, Иван.