Mar 15, 2022 19:24
Людмила Петрушевская.
---------------------
Двадцатые годы. Врач Михаил Булгаков, пытавшийся сбежать из страны (не смог), стал газетчиком в Москве, жить было негде, есть нечего, он наконец устроился писать юмористические заметки в знаменитом «Гудке», где сотрудничали еще и Катаев и Ильф с Петровым. По счастью, это был настоящий Барбизон юмористов. Там родились романы об Остапе Бендере. Там родился «Мастер и Маргарита”. Булгаков тяжело заболел и умер после того как Сталин ему запретил работать над пьесой о его, сталинской, молодости - Сталин промышлял тогда бандитизмом, расстрелял конвой казаков, сопровождавший карету с золотом; его арестовали, он сидел в тюрьме и был отправлен в ссылку в Сибирь. Где насиловал ребенка, от него девочка 12-13 лет, дочь хозяев, дважды рожала. Один раз мертвого.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и его повести были напечатаны только через много лет.
Аристократ Набоков, которому в России угрожал арест и расстрел как аристократу и сыну делегата последней Думы, сбежал в Берлин - и впоследствии в Америке стал преподавателем, занимался бабочками. Написал несколько романов, в том числе знаменитую «Лолиту».
Легендарная Ахматова: ее бывший муж был расстрелян советскими властями, ее сын и ее гражданский муж ушли в концлагеря. Поэта не печатали. Есть было нечего. Подкармливали друзья. Написала втайне великую «Поэму без героя».
Гениальная Цветаева. Уехала из Москвы, жила во Франции с мужем, который потом был связан с Лубянкой, вернулся в Москву и погиб от рук “друзей”, лубянских сотрудников. Цветаева приехала вслед за ним на родину с сыном. В войну она жила с ребенком в эвакуации в далеком городишке, где коллеги-писатели не дали ей даже работу посудомойки в столовой. Ее бойкотировали. Нечего было есть. Она ушла из жизни, чтобы не мешать сыну своей репутацией эмигрантки. Ее книги выпустили спустя десятилетия, они стали классикой.
Не только талантливые поэты и писатели, но и талантливые художники, композиторы, актеры, драматурги, режиссеры, ученые, журналисты, преподаватели -меня могут дополнить -погибали в сталинскую эпоху.
Я не говорю о массовых убийствах 30-х годов, особенно 1937-го года, о страшном украинском голодоморе, о геноциде и ссылках трудовых русских крестьян (кулаков), чеченцев и крымских татар, дальневосточеых корейцев, евреев...
Вся советская Россия приветствовала эти суды и казни на многочисленных митингах.
В войну у нас было две линии фронта: передовая и линия СМЕРШ, шедшая за нашими солдатами с угрозой расстрела тем, кто пытался спастись бегством.
И были те, кто предпочитал сдаться в плен - их не казнили на месте, а отправляли в концлагеря или на работы в Германию.
Поэтому, когда наши войска освобождали немецкие концлагеря, всех без разбора (даже инвалидов) отправляли в наши концлагеря, шли целые такие эшелоны в Сибирь.
Я ребенок войны, я голодала вместе с бабушкой и теткой, мы были члены семьи врагов народа (расстреляно трое, одна спаслась, 16 лет просидела в лагере, потом жила за сто первым километром, таких не допускали в Москву-а у нее там была дочь, которая выросла без матери).
Ну и меня 20 лет не печатали. Первая книжка вышла, когда мне исполнилось 50 лет...
И спектакли мои запрещали по три года («Три девушки в голубом», театр Ленком, режиссер Марк Захаров, в ролях Чурикова и Пельтцер). Были запрещены спектакли Романа Виктюка «Уроки музыки» и «Квартира Коломбины» с Лией Ахеджаковой. Это были шедевры.
Все завершилось тем, что меня отдали под суд в 53 года.
\
личность,
Россия