На прошлой неделе правоориентированный русскоязычный Facebook поздравлял с Днём Рождения известного журналиста Эли Лихтенштейна. Я же хочу рассказать о том, какое место занимает Эли Лихтенштейн в моей личной судьбе. Судьбе весьма политизированной израильтянки.
Скоро после приезда в Израиль (февраль 1993 года) возникло моё желание отыскать неординарные личности, понимающих суть исторических моментов, которые проживает страна и я с ней. Слушала радиостанцию "Седьмой канал" (Вас вспоминаю, г-н Александр Авербух), читала "Вести" и "Новости недели"....Выискивала по советской привычке в строчках, и между строчек, объяснение той трагической абсурдности, в которую сама страна поставила себя, пойдя по пути Осло. Во имя чего?? Что за силы толкнули страну в пропасть? Ответа не находила.
И вдруг попался мне номер "Новостей недели" от 12 сентября 2002 года, и в нём статья "Заказчики и исполнители", и я от неё в ступоре. Статья о том, что соглашения, получившие название ословских, на самом деле разработаны в здании на Лубянке, а потом переданы социал-демократам Норвегии, занимавшим в её правительстве ответственные госпосты. От них уже они были подхвачены левой бранжой Израиля и одобрены Шимоном Пересом - вначале даже в тайне от Ицхака Рабина. Это потом премьер-министр страны был проинформирован о ведущихся в Норвегии под эгидой Переса переговорах, но сообщили ему о них в общем и целом, а не детально по всем пунктам разработанных соглашений. Кстати, самые болезненные вопросы - судьба поселений, проблема Иерусалима и возвращение беженцев - в соглашениях не были прописаны, а оставлены "на потом", так годиков через десять. По существу соглашения были мертворождёнными, но сколько бедствий из-за прожектёрства их авторов и левых партий, их одобривших, они принесли! Ровно 27 лет назад, 13 сентября 1993 года, Рабин пожал руку чудовищу, предводителю банды террористов Арафату, ютившемуся до Ословских (Норвежских) соглашений в ссылке, в Тунисе. Обоих - и Рабина, и Арафата - давно нет на земле, а мы и наши дети пожинаем плоды их преступного вероломства.
Итак, я прочитала ошеломившую меня статью и дала себе слово найти автора и допытать его, потому что, судя по тексту, он очень вдумчивый, да и по фотографии - вполне располагает. Но что самое потрясающее - автор из Хайфы! Спросила о нём у вездесущего парнишки соседа, потому как он из молодёжной группы партии "Моледет" и в курсе. А он отвечает, что, да, знаю человека по имени Эли Лихтенштейн, и он раз в неделю стоит в пикете - иногда на Кармеле, иногда на Адаре возле Бейт-аКранот. Еду в означенный день на место сходки и вижу там своего нового кумира. Он в той же седой бородке, что на фотографии в "НН". Подхожу к нему с газетой в руках и говорю - не отпирайтесь, Вы - автор статьи об истоках этого проклятого Осло и автор анализа, чем договор Осло чреват, кому нужен и почему для Израиля смертельно опасен.
Так я познакомилась с Эли. И первые свои тексты сочиняла уже под его тактичным и вдумчивым наблюдением. Может, мои недоброжелатели и скажут, что не в коня корм, может, они и правы. Но я Эли бесконечно благодарна - занятый человек, он собственноручно набирал мои первые, написанные на листочках, тексты, когда в нашем доме ещё не было компьютера (это было начало нулевых годов), и отправлял их на сайт МАОФ со своей рекомендацией. Аня Лифлянд не даст соврать.
Кстати, Эли приобщил меня к еженедельным пятничным пикетам на Кармеле - с 8 час утра до двух пополудни. Занятие было тяжкое и непростое. Шалаты (написанные на огромных полотнищах призывы и лозунги) хранились в расположенной недалеко на Дерех ха-Ям синагоге. Их надо было рано утром оттуда вынести и дотащить до оживлённого перекрёстка - проспект ха-Наси и ул.Дерех ха-Ям, а там развесить по разделительной полосе и по тротуарам с двух их сторон. Потом простоять там - и в солнце, и в жару, и в дождь - на загазованном перекрёстке в центре города, где автомобили и автобусы стоят на первой скорости в ожидании зелёного света. И в момент пробуксовывания транспорта просунуть водителям в окошки нашу разъяснительную литературу, брошюры, листовки. Да ещё, если повезёт, умудриться повязать на автомобили оранжевые ленточки. И наслушаться комментариев - сами понимаете, и доброжелательных, и наоборот.
Итак, не поверите, в течение лет трёх я каждую пятницу была занята в этом оранжевом пикете. Эли Лихтенштейн присутствовал непременно. Организован пикет был ивритским Штабом городов. Энтузиастов было по пальцам перечесть, группа МАОФ на моё удивление туда "бойцов" не направляла. Помню плакат, который всегда держала, - про "мифлецет Арафат". Но все наши пикеты и агитация кончились, когда пал Гуш-Катиф. Мы ушли оттуда навсегда, мы были повержены и оплёваны...
* * *
За творчеством Эли следила и собирала его тексты, увиденные и в газетах, и в интернете, в книгах. И даже собрала часть их (15 статей) на специально открытой для него странице в Библиотеке Мошкова:
http://world.lib.ru/e/eli_l/ Дружба и расположение встреченных на пути разочарований и смятений значительных светлых личностей - согревает.
Спасибо Вам, Эличка, и здоровья Вам!