(no subject)

Apr 16, 2023 00:01

МЕРТВЫЕ СЛОВА

Есть выражения, которые уже не употребляются. Умерли. Поскольку умерла реальность, которую они описывали, которая их порождала. Обратите внимание: я говорю не о названиях исчезнувших вещей, явлений, учреждений и организаций. Например: «партком», «треугольник», «продуктовые заказы», «товарищеский суд» и т.п.
Я именно про выражения. Про речевые акты.

Исчезли такие фразы, как:
- Политически грамотен, морально устойчив. (в СССР это была и формула из характеристики, и популярное шутливое присловье).
- Что дают? (вопрос к людям, столпившимся у прилавка).
- Отстояла очередь... (с этих слов начинался рассказ практически о любом удачном «шопинге»).
- Здесь лучше снабжение (то есть «в нашем районе в магазинах продается больше всяких-разных продуктов»)
- Не завезли! (ответ продавца на вопрос, почему какого-то товара нет в продаже).
- На троих будешь? (предложение незнакомым людям в очереди - скинуться по рублю, купить бутылку водки и выпить ее в ближайшей подворотне).
- Копеечку не бросайте! (когда в троллейбусе, где проезд 4 коп., и люди сами бросают мелочь в билетную кассу, надо получить сдачу с пятачка).
И, наконец:
- Я говорю из автомата! Тут двушкой в стекло стучат!

Наверное, есть еще какие-то...
Ага! Вот:
- В парк идет машина! - говорит таксист. Такая форма вымогательства.
А тот, кто платит деньги, по счетчику и сверху, лебезит и называет таксиста:
- Шеф!

============================================
У каждого есть свои воспоминания. Их можно добавить в комментах под постом.

Мне, например, пришло в голову выражение "не просыхает" (о человеке пьющем). Или "эта книга - макулатурное издание" (о книге, купленной по талонам из приёмных пунктов бумажной макулатуры). Или "завесьте мне палку колбасы", "сапоги финские выбросили" (или гэдээровские, или австрийские), "колбасная электричка" (скажем, из Тулы в Москву), "отоварить карточки (или талоны)", "продали из-под прилавка", "его пропесочили на бюро"...

Автор этого интересного поста (довольно давнего) - филолог Денис Драгунский clear_text.
Oн старший брат Ксении Драгунской, автора предыдущего поста о новообразованиях русской речи. И Денис, и Ксения - дети замечательного детского писателя Виктора Юзефовича Драгунского.

Ещё личный пример. Обнажды, забежав в гастроном на пути к дому Семёна на Садово-Черногрязской, услышала, как одна продавщица говорит другой: "Ой, Фараде творог не оставили!".

брат, моё

Previous post Next post
Up