(no subject)

May 02, 2020 11:47

Послесловие к предыдущему посту с текстом дорогого моего друга Леонида Сороки
"У разбитого зеркала памяти".

Никогда не думал, что спустя много лет встречу одноклассницу моей Верочки в Израиле, в нашем маленьком Кармиэле. Её имя - Белла Радуцкая. Впрочем, об этой неожиданной встрече она сама написала в своих воспоминаниях, опубликованных на сайте «Эвакуация»:
https://lost-childhood.com/evrejskie-bezhentsy/294-bella-radutskaya

* * *
"Я тогда еще ничего не знала о Верочке Сороке, учившейся со мной в одном классе в Киеве. После войны мне сказали, что ее расстреляли немцы. Да, как же так? За что же? Тринадцатилетняя девочка, душа класса, ее уважали все: и мальчишки хулиганы, и тем более хорошие ученики. С ней дружили все девочки. Мы гурьбой приходили к ней домой, там, у окна, в углу комнаты, стоял белый корабль, весь в кружевах. Это была коляска ее маленького братика. Он всегда спал, а мы вели себя тихо. Мама говорила Вере: «Почистишь картошку, тогда пойдешь гулять». Мы тут же начинали помогать Вере, только бы ножей хватило! Мама говорила: « Вера, я тебя просила чистить картошку тоньше». Мы тут же принимались чистить, как она просила. Наконец картошка была почищена, Вера отпущена и мы все, с радостью, выбегали на волю. Невозможно было поверить, что немцы за что-то расстреляли эту, такую хорошую, девочку!

Проживая уже в Израиле, в городе Кармиэле, я как-то пришла на вечер поэзии - выступали местные поэты. Одним из них был стройный человек, лицо которого меня заинтересовало: он вдруг напомнил мне Верочку Сороку. Когда же объявили, что стихи читал Леонид Сорока, я бросилась за ним между рядами, но он быстро уходил. Я выскочила в коридор, а он уже был на лестнице. Но как к нему обратиться? Товарищ или как? Я сказала: «Господин Сорока, одну минуту!» Он остановился и сказал: «Слушаю вас». А меня оглушила мысль, неужели он хозяин того белого корабля, что стоял у Веры под окном?

Я спросила:
- Скажите, имя Веры Сороки, вам о чем-то говорит?
- Ого, еще как, это моя погибшая сестра.
- Как же она погибла?

Я замерла. Он рассказал, что Вера уехала к тетке на Херсонщину. Немцы, с помощью украинцев, собрали всех евреев и живыми сбросили всех в степной колодец.
«И Верочку?» - хотелось спросить мне, но я и так поняла, что и Верочку.."

-----



На этом фото Верочка на отдыхе на даче под Киевом с мамой, папой и старшим братом Борей. До войны ещё год. Той войны, на которой Боря будет воевать командиром батареи реактивных минометов «Катюша», будет тяжело ранен, но останется жить и проживёт долгую жизнь. До той войны, которая заберёт у нашей Верочки жизнь."

Леонид Сорока, Холокост, шрайбт идн

Previous post Next post
Up