Из Facebook.
Автор - Мири Яникова
Вот эта пальма, которая на картинке, погибла в последнюю бурю. Об этой самой пальме, тогда ещё совсем молодой, говорится в стихотворении Рахели "שם הרי גולן". Пальма, у подножия которой лежит кладбище, где она похоронена, простояла больше ста лет. רחל מבכה את בניה... Эту пальму я сфотографировала несколько дней назад, в Йом а-Ацмаут. Как раз тогда и был один из тех дней, когда "деревья зеленее и синее небеса". Вот этот самый снимок внизу.
Прикоснись к Голанам через расстоянье,
тем, что приказали: здесь остановись.
Дедушка-Хермон застыл в своем сияньи,
снежную вершину поднимая ввысь.
Маленькая пальма есть там на просторе,
будто бы шалун с кудлатой головой,
будто бы ребенок, что спустился к морю,
чтобы свои ноги опустить в прибой.
Крокусы сияют, маки пламенеют,
оживила почву зимняя роса.
Есть такие дни - деревья зеленее,
есть такие дни - синее небеса.
Даже если нищей и согбенной буду,
потянусь к чужому я в чужих краях, -
как тебя предам я, как тебя забуду,
как тебя забуду, молодость моя?
(перевод мой)
שם הרי גולן, הושט היד וגע בם
בדממה בוטחת מצווים: עצור.
בבדידות קורנת נם חרמון הסבא
וצינה נושבת מפסגת הצחור.
שם על חוף הים יש דקל שפל צמרת
סתור שיער הדקל כתינוק שובב,
שגלש למטה ובמי כינרת
ובמי כינרת משכשך רגליו.
מה ירבו פרחים בחורף על הכרך,
דם הכלנית וכתם הכרכום.
יש ימים פי שבעה אז ירוק הירק,
פי שבעים תכולה התכלת במרום.
גם כי אוורש ואהלך שחוח,
והיה הלב למשואות זרים -
איך אוכל לבגוד בך, איך אוכל לשכוח
איך אוכל לשכוח חסד נעורים?
Эта пальма была одним из мостов через время. Теперь его нет. И именно поэтому мы должны поддерживать еще оставшиеся мосты. Потому что то, что символизировала собой эта девочка, Рахель Блувштейн, в 1911-1912 годах на своем Кинерете, - любовь к этой земле, которая становится твоей сутью и за которую можно отдать все, - это именно то, что привело сюда и нас. Во всяком случае, таких, как я, и как мои друзья, которые пишут мне в комментах, что все еще "не могут отойти от Рахели" после моей лекции. Это и понятно, я тоже никогда не смогу "отойти". Мы и не должны отходить. Мы должны поддерживать мосты.
Последнее четверостишие - это ее кредо. Это не пророчество, - в момент написания стихотворения все уже произошло - болезнь, нищета, предательство со стороны друзей и любимых, ее увлечение "чужим в чужих краях" - европейской литературой во время учебы в Тулузе, под влиянием М.Б... Вскоре она стала символом, поэтессой Рахелью, и благодаря этому все детали ее биографии теперь проступают тут сквозь ткань истории и не дают ничего забыть. Что касается извлечения уроков... Я совсем недавно видела обсуждение в фейсбуке по поводу ее изгнания из Дгании. И знаете что? Мнения опять разделились. Я в изумлении смотрела на эту ветку, и мне казалось, что участники дискуссии - непосредственные исполнители того приговора, а вовсе не их потомки.
Именно поэтому мы и должны поддерживать оставшиеся мосты.