Владимир Бейдер напомнил.
Из его статьи "Память и месть" (2012 год, журнал "Огонёк").
Елисаветский Григорий Давидович.
Он зашел в барак, где на трехъярусных нарах в мертвой тишине валялись полутрупы. ...он попал в барак доходяг. Всех, кто еще держался на ногах, эсэсовцы выгнали в «марш смерти» - заключенных лагерей в Польше с приближением советских войск в январе немцы пешком погнали в Германию. Кто не мог бежать - тех расстреляли тут же, во дворе. Большинство остальных умерло по дороге. А кому вообще было не встать - тех оставили подыхать в бараках.
- Товарищи, вы свободны, мы выгнали немцев, - прокричал Елисавецкий по-русски.
Никто не шелохнулся.
Он повторил то же по-немецки.
Никакой реакции. Он понял: они не верят, боятся. Эсэсовцы в лагерях были склонны к розыгрышам перед расправой.
Тогда он перешел на идиш:
- Посмотрите! Я еврей, и я полковник Красной Армии. Мы пришли вас освободить, -
и распахнул шинель, чтобы они увидели ордена на гимнастерке.
И людское месиво закопошилось, закричало на том же почти уже не жившем языке почти уничтоженного народа, поползло к нему.
Это была суббота - святой для евреев день - 27 января 1945 года. Теперь его называют Международным днем памяти жертв холокоста ...
--------------------------------
Я посмотрела в Гугл. Елисаветский Григорий Давидович (1906-1988) родился на Украине, в пос. Новая Прага, что на Кировоградщине. С 1928 года служил в ОГПУ, уволен в 1938 году. С 1941 года в Красной армии, на фронте. С 24 мая 1944 года - командир 177-го армейского запасного стрелкового полка в составе 60-й Армии. 27 января 1945 года войска 60-й армии генерал-полковника Курочкина освободили Освенцим. Самый страшный из комплекса освенцимских лагерей - Биркенау - захватил полк Григория Елисаветского. Он же стал начальником гарнизона Освенцима, его первым советским комендантом.
В 70-ые годы - известный в Москве адвокат. Сотрудничал в журнале "Советиш Геймланд"- единственном журнале, издававшемся на идиш. Написал книги воспоминаний "Мы вместе сражались", "Лица и судьбы". Вышли в издательстве "Московский рабочий".
Только где уж его воспоминания теперь прочтёшь! Впрочем, они есть в "Научно-просветительском Центре "Холокост", в отдельном фонде Григория Давидовича Елисаветского. Там хранятся также его семейная переписка и фотографии с траурных митингов в Освенциме. Вот нашла перепечатку его письма жене и дочери, написанного через неделю после освобождения Освенцима об увиденных ужасах, от 4 февраля 1945 года:
http://www.kipk.ru/files/fck/4451/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_4_-_6._%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D1%81_%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0.pdf -------------------------
P.S. Только что перепечатала это письмо, см. мой следующий пост.