(Untitled)

Sep 12, 2010 11:10

Интервью, взятое у кинорежиссёра Аскольдова Эллой Митиной для журнала "Алеф".
Текст получен мной от главного редактора журнала "Алеф" Ларисы Токарь.
"Алеф", май 2003

ПРОЕЗДОМ.
Аскольдов - автор знаменитого «Комиссара», снятого в 1967 году. Этот фильм пролежал на «полке» 20 лет. Когда в перестройку запрещенные картины одна за другой стали ( Read more... )

Алеф, тексты, Холокост, Василий Гроссман, личность, Аскольдов

Leave a comment

Comments 8

dmitry_voronkov September 12 2010, 10:50:13 UTC
Да, это тяжёлая история. Но не трагическая. Я как-то сказал Кире Парамоновой, в те времена главному редактору Горького, что Аскольдов обвиняет её в во враждебном отношении к картине. Незадолго до её смерти было. Она только усмехнулась грустно - дурачок. Если бы не я, он её никогда бы не снял. Такая была двойная мораль, и у Герасимова тоже, они были близки с Кирой. А снимать стоило, даже если бы картину уничтожили, для самого Аскольдова, для всех участников. Пытаться надо всегда. Но она сохранилась. И злободневна. И вечна. История искусства оценивается не годами, десятками лет. Тем более, само искусство.

Reply

jennyferd September 12 2010, 11:29:24 UTC
Дмитрий, не знаю, видели ли Вы мой вчерашний пост:

http://jennyferd.livejournal.com/1470152.html

Собственно, я случайно вчера ещё раз посмотрела фильм и восхитилась по-новому. И мысли возникли насчёт гения и злодейства. Вот, скажите, кто вспомнит имя Жданова не иначе как в связи с постановлением ЦК 1946 года?
А кто помнит имя той судьи, которая отправила в ссылку молодого поэта (тунеядца!) Иосифа Бродского? Для всех, на кого пали зверские санкции властьимущих, гонения на них были трагедией. Тем более, когда ломали жизнь. Они чувствовали себя как "зверь в загоне".

Скажите, Дима, благородная Кира Парамонова была в числе тех истцов, которые требовали от провинившегося режиссёра вернуть сумму затрат на производство фильма? Не пыталась ли она на собрании улюлюкавших сотрудников Киностудии им. Горького их остановить?

Reply

dmitry_voronkov September 12 2010, 12:17:48 UTC
Этого не знаю. Но не думаю, не похоже на неё, она не боялась ничего и никого. Если что-то ругала, то по собственному убеждению, а не из страха или чтобы кому-то понравиться. Она работала не после, а до, ещё на уровне сценария. Естественно, никакому автору не нравятся ограничительные требования редактора, я это хорошо понимаю. Но если бы сценарий был таким, каким хотел Аскольдов в полном объёме, фильм бы просто не был запущен. Банально. Это объективная реальность того времени, независимая от обоих оппонентов. Да мне ли Вам рассказывать, Вы сами работали в театре в советский период. Редактор часто вынужден быть цензором, чтобы вышло хоть что-нибудь. И в то же время обманщиком власти. Аскольдова она не обманывала, хоть и благодарности ни снискала. Такова судьба редакторов. Вот и выбирайте, что лучше. Ограничение или отсутствие. Когда говорить даже не о чем. А ведь так понравившееся Вам произведение прошло её правку и визу. Вы заметили её? Наверно, могло быть лучше и смелее. Но гораздо вероятнее могло бы не быть ничего ( ... )

Reply

dmitry_voronkov September 12 2010, 12:39:30 UTC
А вот что наверняка было, так это неприятие национальной темы. На этой почве с Аскольдовым у неё очень даже могли быть разногласия. Это много обсуждалось - стоило ли выделять одну нацию в многонациональной стране? Дежурные вопросы, банальные ответы. И слишком много добровольных заблуждений в самих посылках. О чём говорить, если даже Холокост замалчивался по этим соображениям. Она и мне не раз говорила, когда я писал на еврейскую тему - Дима, зачем вы это трогаете? Это бессмысленно и никогда не выйдет на экран. Неужели нет других тем? Искренне не понимала. Она сама хотела бы, чтобы у людей не было национальности - куда как проще было бы жить. Но так не случилось, пролетарский интернационализм не восторжествовал, как бы кому не хотелось. И я не мог об этом не писать во времена разгула "Памяти", а она не могла всерьёз возражать, хоть и не нравилось ей это. Но откровенный национализм нравился ещё меньше. И слишком хорошо она знала, как относятся к еврейству к московской элите. Я сам был неприятно удивлён, когда столкнулся. Хотя, может, я ( ... )

Reply


doublehead_yul September 12 2010, 10:51:26 UTC
Потрясающий фильм. Часто его пересматриваю. Мордюкова, Быков, Недашковская не играют - живут.

Reply


kak_dela September 23 2010, 10:24:13 UTC
спасибо.. с увлечением прочитал

Reply


Leave a comment

Up