Парацитирование

Mar 24, 2012 01:41

В контакте развелось множество групп, потакающих низменным наклонностям пользователей. В моей тамошней ленте постоянно мелькают перепосты из сообществ с проходными названиями - фотографии каких-то котов, которые были бы еще ничего, если бы не наложенная на них надпись, у которой никак не получается стать смешной, фальшивые цитаты из классической литературы, которые, будь они настоящими, живо превратили бы классическое произведение в дневник ванильной восьмиклассницы, и, конечно, сотни тысяч высказываний о жизни, претендующих на величие и глубину. Они возникают в количестве куда большем, чем немецкие листовки во время Второй мировой, а содержание их при этом куда противнее.

Д.Ш., статус в контакте от 12.03.2012, 36 лайков под записью

Сущность местного интернета сводится к обязательности потребления контента. Причем потребление это никогда не должно быть анонимным - потребивший должен обязательно поставить галочку напротив поглощенной информации, например, нажав на сердечко или написав комментарий из скобочек и слова "круто" (или "говно", в зависимости от ситуации). То есть налицо стремление не только к одному потреблению, но и к выводу его в публичную плоскость. Этот дискурс характерен вообще для всего pax sovietica, а не только для одного лишь рунета. Если мы рассмотрим типичного советского человека, то обнаружим у него среди прочего такие черты, как нежелание делать что-то самостоятельно и при этом святую уверенность в том, что все кругом ему что-то должны. Именно таким сочетанием личностных характеристик и обладают те, кого в постсоветском сегменте интернета принято называть "хомяками": если они видят контент, они просто обязаны его потребить. Вспомним, например, стандартный довод хомяка: "если вы выложили это в интернет, значит, хотите, чтобы я это прочел". Хотя подобная трактовка самого факта публикации вполне логична и обоснована, она не является единственно возможной. Последнее же обстоятельство находится за пределами понимания массового постсоветского потребителя контента, что и является его, потребителя, характерной чертой. Контент оказывается оторванным от контекста и даже собственного содержания, превращаясь таким образом в метаконтент, или, выражаясь проще, контент ради контента. Разумеется, хотя в данной работе речь идет исключительно об интернете, следует понимать, что аналогичные рассуждения применимы для любой другой стороны жизни этих людей, так как абсолютно все - начиная от плазменного телевизора и заканчивая новоизбранным президентом - в фундаментальном смысле является для них не более, чем информацией.

Карен Аспенгейл, "Тенденции развития информационного пространства бывшего СССР", Jaytee Publishers, New York, 2012

А, собственно, что такое эта ваша жизнь? Вы можете, если постараетесь, съесть тридцать тысяч котлет, написать двести тысяч комментариев, вступить в брак по залету, пять раз сменить работу, съездить на отдых в Турцию и после всего этого считать себя состоявшимся человеком. Кто ж вам это запретит? Больше того, вас от этого может даже не стошнить. А можете возомнить себя креативным классом, взяться за сочинение сатирической поэмы, сходить на митинг оппозиции, со скандалом разорвать отношения с консервативными друзьями, а возможно даже завести себе блог. Вас и от этого не стошнит, хотя повод и неплохой. Если перед вами стоит выбор между первым и вторым, я вас заклинаю - выбирайте первое. Оно ничем не отличается от второго, но зато вы не будете тратить время на снобскую рефлексию, от которой тошнит всех остальных. Подумайте же о других людях хотя бы раз в этой вашей так называемой жизни.

Написал apollyon, 22.03.2012 в 03.07 | ответить ↑ .

всем похуй

Previous post Next post
Up