Осень уже близится к концу, поэтому поспешу дописать нашу осеннюю недельку, которая была в сентябре.
1. Жизнь животных осенью.
Осенью животные готовятся к самому суровому времени году - зиме.
Одними из первых на изменения в погоде осенью реагируют насекомые. Большинство из них ищут уютные убежища, в которых можно проспать всю зиму. Эти убежища они находят под опавшей листвой, под корой, в щелях домов. А некоторые насекомые оставляют потомство и погибают.
Ульяночка такая внимательная. Она сама обратила мое внимание на то, что куда-то пропали муравьи, божьи коровки, жуки и др. насекомые. :)Просто каким-то чудом мы нашли сонную божью коровку в октябре.
Торопятся уйти на зимовку ящерицы, змеи, лягушки и жабы. Некоторые лягушки осенью держатся ближе к водоемам, на дне которых и зимуют. Жабы ищут себе укрытие на суше.
С наступлением осенних холодов и исчезновением насекомых начинают готовиться к путешествию в теплые края насекомоядные птицы.
Честно говоря, даже дети начальной школы на вопрос "почему улетают птицы?" отвечают чаще всего неправильно: "из-за холодов". Поэтому очень важно, чтобы ребенок научился правильно устанавливать связи между явлениями: птицы улетают не из-за того, что стало холодно. Их отлет связан с отсутствием корма. Не стало насекомых - нечем питаться птицам. Ульяночка знает правильный ответ. :)
На прогулках с Ульяшей наблюдали за тем, как птицы собирались в стаи. Конечно, легче все это сделать за городом. Но и в черте города многие стаи "останавливались", кормились на газонах. Эти наблюдения помогли закрепить знания о птицах (тема "Птицы" у нас была весной), об их повадках, особенностях внешнего вида и питания.
Ульяна запомнила многих перелетных птиц (это насекомоядные и водоплавающие), которые встречаются в городе. Может назвать птиц, которые с наступлением холодов перебираются поближе к жилью человека (оседлые птицы).
У нас недалеко от дома есть небольшое озеро. Поэтому мы смогли заметить, что насекомоядные птицы улетают раньше, чем водоплавающие. Утки ещё до сих пор плавают и выпрашивают хлеб. :)
Ульяночке очень понравилось отгадывать загадке. Конечно, проще всего давались загадки, где описывалась птичка, но иногда и в рифму могла сказать правильный ответ. Например:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
Днём спит, ночью летает.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Не знаю, почему Ульяшке захотелось сову отнести к перелетным птицам, но она потом быстро исправилась. И уже красным фломастером отметила всех птиц, которые улетают в теплые края.
Определи нашим птичкам (картинки, которые нашлись дома) место зимой. Одни грелись в теплых краях под солнышком, другие зимовали вместе со снеговиком. :)
Ещё одна дидактическая игра про птиц. "Найди птичке хвостик". :)
Это тоже про птиц. Петушок из осенних листьев. :)
Не совсем осенняя картинка получилась. Хотя... У нас за окном до сих пор трава зеленая. Заодно поговорили о том, что люди зимой должны заботиться о птицах и подкармливать. Для Ульяшки, как и для всех детей, наверное, это любимое занятие на прогулке.
Сезонные изменения осенью наблюдаются не только у птиц и насекомых, но и у лесных жителей. Большинство из них осенью активно питается (жирует), чтобы слой жира смог защитить их в зимнюю стужу (медведь, барсук). Многие делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жилье.
Осенью у многих животных начинается сезонная линька. Вырастает теплый подшерсток (даже у дворовой кошки мы это заметили), изменяется цвет окраски (заяц, белка).
Все изменения, связанные с сезонной окраской, являются приспособлениями животных к среде обитания. В природе нет ничего случайного или нелепого, все имеет значение. :)
С появлением снега и усилением холодов некоторые животные ложатся в спячку, потому что не могут прокормиться в зимнее время (ежи, медведи).
С Ульяной посмотрели замечатнельный мультик про ёжика, который мечтал о кораблях. :)Советую посмотреть.
Ёжика мы с Ульяшей тоже сделали. Вот такого. Вспышка испортила все. :(
Ещё у нас был ёжик, которого слепили из теста со спичками. Но я не успела его сфотографировать. Хотя он и долго стоял на столе. :(Бабушка его выбросила.
В саду попросили принести поделку из природного материала для выставки. Мы с Ульяшей поучаствовали. Правда выставку не видели, Улька заболела. Я без дочки отнесла работу в сад. Вот такая лесная полняка с зайчиком, ёжиками, улиткой и бабочкой. :)
Математические задания. Сколько улетело? Сколько снегирей? Сколько ёжиков? Сколько маленьких/больших птиц? Сколько ёжиков ползет вправо/влево? И т.п. И Ульяшка сама по заданному количеству размещала птиц и ёжиков.
В журнале "Мамино солнышко" всегда предлагают выполнить какую-нибудь творческую работу. Хомячок с арбузом и желто-оранжевое дерево с ёжиком - очень даже осенняя тема. :)
Распутай клубочек и накорми зайчиков.
И много других интересных заданий из журналов.
2. Грибы.
Жалко, что настоящих грибов Ульянушка в этом году не видела. Мы не смогли выбраться в лес за грибами, хотя их в этом году было очень много. Поэтому знакомство состоялось по картинкам.
Ульяна знает многие известные грибы. Узнает на картинках и называет их. Умеет отличать съедобные грибы от ядовитых. Легко слепит гриб или нарисует.
По поводу того, что мы не пошли в лес за настоящими грибами, Ульяшка особо не переживала, потому что дома у неё была маленькая корзина и нарисованные грибы. :)
Сначала Ульяша раскладывала эти грибочки по размеру, а потом собирала в мини-корзиночку. :)
Грибы собирали не только на коврике, но и на холодильнике. :)
Боровик. :)Надо попробовать на вкус.
Полную корзину грибов собрала. :)
Временные отношения. Что было сначала, что стало потом. Разложить картинки. Я нарисовала больше, просто лень фотографировать. :)
Найди отличия. Потом я эти картинки разрезала. :)
Эти картинки тоже на осеннюю тему. Кому надо большой размер, кликайте на картинку.
Найди в ряду "лишнее".
1.Определить количество, соединить с необходимой цифрой. 2.Найти корзины, где 4 грибочка.
Я уже рассказывала, что нам с Ульяшей очень нравятся журналы " Мамино солнышко" и "Сказка на ночь". В основном задания выполняем сразу. Единственное, мы не рисуем стрелочки, чтобы можно было потом опять вспомнить это задание. Поэтому, когда у нас тематическая неделька, я ещё раз пересматриваю журналы, делаю для Ульки похожие или выполняем их ещё раз.
1.Кто собирает ягоды, кто грибы, кто цветочки.Кому надо большой размер, кликайте на картинку.
2.Лабиринт. Ульяша любит такие задания.
3.Какой гриб самый маленький? Какой самый большой? Найди два одинаковых грибочка.
1.
2.
3.
"Мухомор. Страшный гриб!" - говорит Ульяна.
Боровик. :)Очень аппетитный получился.
Ёжик и грибочки. Жалко, что со временем отклеились белые точки на втором грибочке. Или кто-то помог отцепить их. :)))
3. Изменения в жизни людей осенью.
Осень - пора сбора урожая, время подготовки огородов и полей к весеннему посеву. Про урожай овощей и фруктов мы с Ульяшей говорили в теме "Овощи/фрукты/ягоды", поэтому только на словах ещё раз вспомнили.
Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами - грибами и ягодами. У хозяек в разгаре пора заготовок - они квасят, солят, сушат - словом, делают запасы на долгую зиму и весну. Про грибы см.выше. А про закатки... :)Ульяша до сих пор раскладывает по нарисованным баночкам овощи фрукты.
Ну и конечно, стало холоднее, люди утепляются. Одевают теплые куртки, шапки,сапожки, зонт всегда где-то рядом лежит, так как часто идут дожди, а в ноябре и мокрый снег.
Это Улька себя нарисовала под своим розовым зонтиком. :)
1. Помоги маленьким друзьям найти свои сапожки.
2. Найди точно такой зонтик, как в рамочке. Какой зонтик какой зверушке принадлежит?
3. Помоги зверятам спрятаться под зонтиком к друзьям (тут карточки). Кто с кем может дружить? А с кем дружба опасна? Почему?
О книгах, которые мы читали и активно использовали: