В последний выходной этих коротких новогодних каникул побывали в горнолыжном комплексе «Гора Ежовая». Быть горнолыжником и сноубордистом нынче очень дорого (
я пыталась!), поэтому мы приехали просто погулять.
Известной горнолыжкой Ежовая стала с конца девяностых, но для меня эта гора всегда была одной из достопримечательностей Весёлых гор, которые я люблю покорять, и, наверное, никогда не устану это делать.
декабрь 2020, вид с трассы на Ежовую
К слову, я на Ежовой не была до этого ни разу, и эта прогулка стала первой и для меня, и для Жени.
Мы хотели лайта на морозце, поэтому взбираться ножками на гору высотой 550 метров не стали, а решили покататься на подъёмнике. Не так уж часто такое счастье выпадает.
Было кайфово, замерзали руки, и мы плавно приближались к местному бару «Орлиное гнездо» и прекрасному замёрзшему лесу.
Протоптанная редкими туристами тропочка словно манила нас куда-то. И мы шли, завороженные шёпотом Ежовой.
Лицо быстро покрылось милым куржаком, поэтому мы нацепили тёплые масочки.
А следы вели и вели нас.
Мы слышали, что где-то здесь можно увидеть наскальный рисунок Советской эпохи. И мы нашли портрет Ленина. И табличку, в которой указано, что здесь встречались туристы Свердловска и Нижнего Тагила в мае 1977 года. Напомнило нашу
табличку на Караульной. Однажды пять лет назад мы встретились и прикрутили табличку :) А что там дальше...
Встряхнулась от напавших воспоминаний... Согрелась.
*Оказывается, наскальные, изображения нанёс художник-оформитель Кировградского медеплавильного комбината Стефан Подобед. Для долговечности была изобретена краска на яичном желтке и спирте с добавлением смолы. В 1973 году, в день 56-го юбилея Великого Октября портрет был торжественно открыт. Через три года рядом с портретом на другой скале высотой более 12 метров Подобед нарисовал красочный герб СССР. Позже под ним сделал надпись: «СССР - оплот мира». Правда, сейчас она почти не видна.
А потом мы принялись фоткать друг друга, любезный лес и виды с Ежовых вершин.
Посмотрели? А теперь расскажу, почему гору зовут Ежовой. Думаете небось, потому что ежей там дофига водится?
Одна из легенд, указанных в книге Александра Назарова «Таволожский маршрут», говорит про Никиту Ежа. Она опубликована на моём любимом
сайте «Ураловед». Было это, сказывают старики, в те годы, когда Россией матушкой правила царица Екатерина. Суровые порядки установились на уральских заводах. Да и во всем государстве стоном стонал рабочий и крестьянский люд. Терпели крепостные люди, некому было жаловаться: до бога высоко, до царя далеко. Но и тогда находились смельчаки. О таких людях сохранилась память навеки.
Жил в Верхнетагильском заводе мастер Никита, по прозванию Еж. Слава о силе его богатырской и мастерстве шла по всему заводу. Молодой да веселый был, не прочь попеть да поплясать. Жил Никита один в избушке. Мать умерла, а отца на заводе задавило. Собирался парень жениться и жену себе подыскал. Танюшей звали ее. Всем взяла девица - красотой и нравом. И мастерица была - не сыщешь другой. Сговорились они свадьбу сыграть после "духова дня".
Но случилась беда нежданно - негаданно. Поехала Танюша на дальний берег большого заводского пруда с бабами за вениками, да и не вернулась обратно. Опрокинулась лодка посреди пруда, и пропала она с той поры.
Тяжело переживал Никита потерю невесты. Молча, с трудом ворочал пятипудовую крицу, а тяжелый молот бил по ней, делал свое дело. Перед глазами Никита Танюша как живая стоит. И вот тут первый раз в жизни сплоховал Никита, смял молотом крицу. Не такая уж большая оплошка - дело поправимое. Но не так рассудил приказчик, который шел мимо. Больно лют он был - любил покуражиться над простым человеком. Знал о горе парня, а все же ударил палкой Никиту-мастера. Свету божьего не взвидел Еж не от боли - от обиды. Повернулся и ударил он обидчика. Щуплый, малосильный приказчик покатился по каменному полу. Кинулись товарищи к Никите и говорят: "Уходи от грехов подальше. Не простит тебе этого урод". Но не пошел Никита никуда, не захотел подводить товарищей. Убеги Никита, озверелый приказчик многих бы выпорол за то, что не задержали.
Увели Никиту на расправу. Никто не знал, что там происходило, но вечером притащили полумертвого мастера в избушку и бросили на пол. Сердобольные соседки выходили его, поставили на ноги. Но уже никто не слышал веселых песен Никиты, не любовался его пляской. Неразговорчивый, мрачный, снова ворочал он тяжелую крицу.
...Темной ночью загорелся дом приказчика. Сбежался народ, но никто не тушил пожар. Стоят и переговариваются: "Крепко спит, чертов душегуб. Сгорит собака!". "Собачья смерть - собаке", слышится в другом месте.
Вдруг, распахнулась дверь горевшего дома. Выскочил приказчик в одной рубашке, но палку свою неразлучную не забыл прихватить. Бросился к мужикам. Размахивает палкой, ругается, посылает пожар тушить. Расступились мужики, но никто к огню не пошел. Попался на глаза приказчику Никита, что в толпе стоял. "Ты", - кричит, - "дом поджег!" - а сам норовит палкой ударить. Еж не убежал от лютого приказчика, выхватил палку, ударил приказчика по голове. Переломалась палка, а приказчик замертво свалился. Посмотрел Никита на мертвеца, повернулся и пошел. Народ расступился, дал ему дорогу, никто не задержал.
Приехало в Верхнетагильский завод разное начальство. Всех допросили с пристрастием, все допытывались, где Никита. Не одну облаву провели, но не нашли. Исчез парень. Жалели тагильчане Ежа: пропадет в лесу, попадет в лапы к зверю или с голоду и холоду погибнет. Но не пропал Еж. Встретил его в лесу Иван Васильевич - сосед. Увидел он Никиту, вышел навстречу. Уговаривал Васильевич Никиту вернуться в поселок: "Спрячу тебя надежно, никто не сыщет".
Но не пошел Никита, не захотел на соседа беду накликивать. Согласился лишь принимать от старика хлеб, соль. С того дня носил ему сосед разный провиант. Рассказал Никита, что живет он на далекой горе, и признался: "Собирался в дальние скиты податься. Может там лучше будет". Так он и сделал. Васильевич со своей Дарьей собрали Ежа в дальнюю дорогу. Сухарей наготовили, и он обещал: "Век буду помнить вашу ласку".
И ушел в дальний путь. Прошла зима. Решил Иван Васильевич весной на покос свой заглянуть, думает про себя: "Может, Никита пришел". Так оно и вышло. Вернулся Никита в родные края, чтобы проститься с ним, повидать и отблагодарить. Посидели, поговорили, и повел Никита старика по течению реки Тагил, что с камня на камень переливается, а то среди леса чистым озером растекается. Отошли версты две. Сбросил Никита с плеч мешок, прыгнул в яму и начал камешки выбрасывать.
Узнали работные люди, кто Ивану Васильевичу руду показал, и с той поры гору безымянную стали звать Ежовой, а рудник - Ежовским.
Самого Никиту Ежа больше в Верхнем Тагиле не видели. Говорят, что он гулял в отрядах Емельяна Пугачева. Может, сложил где-нибудь он голову за счастье и свободу народную.
Ну и завершу пост мелким видосиком, сварганенным на смартфонной приложухе.
«Было весело» ©nyako_san