Однажды с утреца в выходной день у меня сорвалась репетиция, и я в одиночку рванула в Нейво-Рудянку на машине в надежде встретить там ураловедов.
Я знала, что компашка в составе Саши Багно и Бориса Майданика собирается посетить рудники, поэтому сомнений в том, что я проведу этот день с пользой, у меня не возникало.
Догнать ребят удалось в центре Рудянки. На том месте, где теперь пустыри от уничтоженных ДК и школы.
Напомню, что ДК «Нейва» и школу в Нейво-Рудянке снесли месяц назад. Это были красивые здания шестидесятых годов постройки.
Школа в Нейво-Рудянке
Дворец культуры в Нейво-Рудянке
Здание ДК в стиле сталинского ампира со статуями в нишах стен, лепниной и колоннами было заброшено уже давно, в развалинах бродили дети, подростки, туристы, блогеры.
В конце сентября в заброшенном ДК случился пожар. Скорее всего, это и послужило тому, что ДК не стали восстанавливать и в очень скором времени снесли.
Нейво-Рудянский дворец культуры «Нейва» построили на месте взорванной в советское время Христорождественской церкви. Во дворце находились зрительный зал на 500 мест, лекционный зал на 165 мест, киноаппаратная, библиотека, спортзал, танцевальный зал, помещения для кружков. На потолке в зрительном зале можно было увидеть роспись с серпом и молотом, первый этаж ДК украшали капители, а в остальной части - лепнины.
Такая вот история ушедшего от нас здания.
Мы не стали надолго задерживаться на пустыре. Я немного поопрашивала прохожих (в тот день я была очень приставуча к незнакомым людям) о том, как они относятся к потере исторических зданий. Ответы были ожидаемы: со зданием Дворца культуры у многих жителей Рудянки связаны лучшие воспоминания, и они расстроены тем, что теперь его нет.
Да даже у меня есть воспоминания о дворце культуры, поскольку в студенческие годы я приезжала в гости к своим друзьям, мы тусили у ДК, где летом и осенью проходили праздники. А ещё мы тусили в клубе, на месте которого сейчас стоит «Магнит».
Вздохнула горестно, меня похлопали по плечу, и мы поехали дальше - в сторону Верхнего Тагила, к хромитовому руднику.
Не забыли посетить и знаменитый хрен-камень.
Кстати, я узнала, что дорога от Рудянки до Верхнего Тагила называется Дарьинский тракт (по названию реки Дарья, которая впадает в Чусовую в районе Староуткинска).
Рудник оказался внушительным: есть, где поползать.
Фото: Борис Майданик
Что мы успешно и делали, изучая углубления и прикасаясь к камням.
Часть нашей пятёрки: Светлана, Саша, Таня.
Борис Зельманович ловит кадр.
В лесочке, вокруг рудника, встречаются ямки и шахты. Мы дружно отметили, что они не завалены мусором и поставили гуляющим тут редким туристам большой плюсик.
Где-то тут, если я верно поняла Бориса Зельмановича, нашли первый пушкинит (в 1840 году). Это такой минерал, разновидность эпидота.
А это наши транспортные средства, ждут, когда мы вернёмся к ним. Никогда не видела своего Патрика таким грязным.
Немного перекусив, поехали в обратную сторону, к Алексеевскому руднику.
Похожий походик однажды совершали ребятушки из
novouralsk_2014 . Погодка заигрывать с нами перестала: начало капать с неба понемногу, а то и пролетать редкие снежинки.
На обед я не расчитывала, поскольку из Рудянки собиралась в Невьянск на репетицию, и еды с собой не взяла. Добрые люди накормили :)
Дорога к Алексеевскому озеру была грязной, иногда приходилось гатить.
Пока мужчины прокладывали гать, чтобы мы могли, не промочив обувь, пройти к руднику, я пристала к встретившемуся мне в лесу мужчине с мешком.
Думала, он подкармливает местную живность и поинтересовалась у него, что он тут делает в такую нелётную погоду.
Мужчина собирал багульник. То самое запашистое растение, которое встречается на болотах.
Как он потом мне объяснил, это растение полезно для лёгких: он делает специальный лечебный отвар и пьёт его. Также встречный человек рассказал мне, что раньше женщины-«клофелинщицы» использовали багульник для того, чтобы добавлять в алкоголь соблазнённым мужчинам. Когда жертвам становилось плохо от выпитого зелья, женщины-багульщицы забирали всё ценное в доме и успешно сваливали.
Наслушавшись рассказов и пожелав мужчине здоровья, я пошла догонять свою компанию.
Алексеевское озеро довольно глубокое на вид. Лёд на озере хоть и был, но доверия не внушал.
Алексеевский рудник - довольно большой и включает в себя множество шахт, рвов, ям, карьерчиков.
Мы направились к Мраморному озеру.
На этом пригорочке находилась известковая печь, такая же, как в Мурзинке, что неподалёку от нашего города. Похоже, её быстро растащили.
Вот так она выглядела:
Фото подтянуто у новоуральского краеведа Павла Исакова.
Про мраморное озеро Борис Зельманович отметил, что в тёплое время года на нём можно делать фиш-пилинг: опустить ноги в воду и ждать, когда мелкие рыбёшки начнут покусывать кожу. Бесплатно и сердито.
В этом карьере добывали мрамор, а печь рядом нужна была для того, чтобы пережигать известняк.
Для облицовки найденный тут мрамор не годился, но если дочитаете пост до конца, то узнаете, где нашла применение одна из пород.
Затем мы двинули на Ивановскую шахту. И она нас не порадовала: вся загажена мусором и ужасно воняет.
Недолго думая, отправились на Белый камень, одно из мест отдыха рудянских жителей.
Уже темнело, и в это время мне позвонили девчонки из команды, сообщив, что ждут меня через час в Цементном посёлке на репетицию.
Тем не менее, я успела послушать историю появления берёзово-рябиновой аллеи и камня с табличкой, что в конце улицы Бессонова.
На камне написано: «ушедшим в 1937-1940 и 1941-1945 годах и не вернувшимся».
Как рассказал Борис Майданик, он лично познакомился с создателем памятного камня и аллеи, местным жителем Фёдором Исламовым.
В 1937 году забрали всю семью его отца - всего 9 человек и отправили на Колыму. В 1940 году все погибли, кроме отца Фёдора Хасановича.
Поэтому на камне увековечена память погибших в сталинских репрессиях и в Великой Отечественной войне.
Фёдор Исламов посадил около двухсот деревьев, по количеству родственников, как своих, так и супруги.
Памятник, взятый из мраморного карьера, Фёдор поставил в 2009 году.
История появления аллеи запомнилась мне больше всего из этой прогулки.
Немного поглядев по сторонам и почувствовав наступление ночи, я попрощалась с ураловедами, которые продолжили прогулку, и поехала в сторону Невьянска.
Путь мой, прямо скажем, был наполнен страхом: впервые я вела машину по темноте и по неизвестной дороге - через Кировград и Шуралу. Такого волнения я давненько не испытывала: пришлось поплутать и впервые ехать по навигатору. Хотья и переживала сильно, но всё у меня получилось: я доехала до места нашей с командой встречи.
Вахтёрша не хотела пускать меня в ДК из-за грязной обуви, и я чуть не расплакалась. На репетиции меня успокоили и отпоили горячим багульником чаем.
Можно сказать, приключение удалось. На следующий день случилось новое приключение, но это уже совсем другая история, и я очень хорошо подумаю, прежде чем рассказать её моим многомиллионным подписчикам :)