по скалам Чусовой

Aug 21, 2019 05:56

В воскресенье рванула с ураловедами в очередной походик. Если ураловеды, значит Игорь, с другими предводителями я ещё не ходила. Набралось нас больше 30 человек (ой-ой для социофоба), для 20 из нас Игорь заказал «мерседес», остальные добирались на личных авто. Путь наш лежал через сёла Мартьяново, Чусовое, затем - через Староуткинск и Каменку.

Честно - не люблю массовость в походах, особенно когда во мне отсутствует харизма и общительность. Они вместе с музом утопали в свой поход, и мне приходится как-то на автопилоте выживать с натянутой улыбкой. Не получается нравиться людям, и это меня беспокоило весь мой путь.

Погода выдалась плакучей - в пути нас застал ливень, но в Мартьяново оказалось сухо, и кроссы не промокли.

Одна из достопримечательностей деревни - часовня. Когда в Мартьяново был наш Александр Гурин guriny , часовня находилась в процессе строительства. Теперь в неё заходят люди.

До революции здесь была православная часовня, утраченная в советское время. В 2014 году её построили вновь. Часовня освящена в честь трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Ещё одна достопримечательность - подвесной мост. На Чусовой таких мостов много, но этот - особенный.

Фото Игоря Полянина.

Мартьяновский мост уже много лет находится в аварийном состоянии. Но люди, в том числе и туристы, от безысходности всё равно по нему ходят. Это тот ещё экстрим! Мост раскачивается и шатается, доски под ногами скрипят...

По дороге к скалам Переволочный камень встретили Рыжего. Рыжий по-свойски забрался ко мне на плечо по ноге. Впервые в жизни встречаю такого энергичного и смелого котёнка.

Дальше мы длинным рядком шли по дорожке несколько километров до скал, принюхиваясь к запаху свежих грибов. Одна из наших ураловедок (а к слову, в основном  у нас была женская компания, что меня весьма печалило) сорвала крепенький подосиновик и похвасталась находкой. Тут же я решила, что наберу домой грибов. Знаете ли, скоро у меня грядут голодные времена, а в грибах есть спасение. Сверху капало, толпа шла вперёд, а я на всех наплевала и зарулила в лесок собирать маслят. Ориентировалась потом лишь по голосам людей (тут большой плюс в том, что нас было много).

Так леском-леском дошли мы, наконец, до Переволочного камня, где принялись фотографировать и фотографироваться. С неба начало капать сильней, но никого это не пугало.

Название скалы произошло от слова «волок». Камень достаточно протяжённый, состоит из двух скальных обнажений общей длиной около 300 метров. Высота достигает 45 метров.

Если посмотреть по карте, на Мартьяновской дуге можно встретить ещё несколько скал: Палатка, Камень Бабы Яги, Малый и Большой Владычные камни. Кое-кто из наших забрался на скалы Бабы Яги, но я увлеклась сбором грибов, а остальные ураловеды - фотосессией со стогами сена.

Фото Игоря Полянина.

В какой-то момент я подумала, что заблудилась, бросила собирать грибы и помчалась по тропе искать своих. К счастью, это не я отстала от группы, а группа от меня. Еле-еле, очень разряженной колонной мы добрались до нашего транспорта и поехали в село Чусовое. Оно тоже часто посещаемо туристами.

Первое, что мы видим, - это пять выстроенных в ряд памятников. Аллея славы Чусовой.

Начало Аллее славы было положено в 2009 году. Тогда был установлен памятник великому исследователю Земли сэру Родерику Мэрчисону, выделившему на Урале во время экспедиции 1841 года новую, ранее неизвестную толщу горных пород, названную им «пермской системой». Остальные памятники посвящены главному смотрителю казённых караванов уральских заводов середины XIX века Николаю Ивановичу Севастьянову, «Караванным» горнозаводского сплава, караванному начальнику Старошайтанской пристани во второй половине XIX века Евстигнею Ивановичу Голдобину и Ермаку.

В селе мы задержались, пройдя 5-6 километров. Перекусив на холме, отправились на камень Гардым.

По пути встретили коров и зачем-то очень долго с ними фоткались.

А на вершине Гардыма нам повстречались местные жители. Они мирно распивали спирт почти без закуски и с удовольствием рассказывали нам о местных достопримечательностях: скалах Коньи Уши, Шайтан, Мосин Камень и других.

Один из местных, молоденький и крепенький парень по имени Сергей проводил нас до сквозной пещеры и помог по ней поползать. Красивый парень, жаль, что алкоголик! Но куда деваться тем, кто живёт в глуши и не хочет оттуда сваливать?

Здесь я тоже насобирала грибов, чистеньких, не червивых.

На камне Шайтан встретилась ещё одна кучка людей. Я думала, это какие-то краеведы, а оказалось нет - видимо, родственники, решившие посетить малую родину. Они говорили о ком-то из родных и обсуждали чей-то огород.

На Шайтанских скалах тоже открываются прекраснейшие виды и имеется подвесной мост, правда, более крепкий. Даже не интересно мне было по нему разгуливать.

Фото Игоря Полянина.

В Староуткинске мы задержались подольше: уж больно понравилось нам сидеть на скале Богатырь. Здесь же я распрощалась со своими старыми, но любимыми джинсами. Нет, на скалах я их не оставила - рядом есть контейнер для мусора, там штаны и оказались. Прекрасно, что у меня с собой был походный комбинезон.

Посёлок Староуткинск имеет историю, начинающуюся с запуска Акинфием Демидовым чугунноплавильного и железоделательного завода в 1729 году. Этот завод ещё называли Уткой Демидова. Я была в Новоуткинске, там Утка Яковлева. К сожалению, не удалось побывать на руинах завода, нас интересовала только природа Чусовой, ведь походик выходного дня так и назывался - «По скалам Чусовой».

Когда мы поехали в Каменку, я уже изрядно подустала. Представила, как добираюсь на последней электричке домой, а потом полночи чищу грибы. Взгрустнулось, и даже интересные пейзажи выживших декораций старых (и не только)фильмов не бодрили меня.

Главная достопримечательность деревни Каменка - остатки деревянной крепости, построенной Свердловской киностудией в начале 80-х годов для съёмок фильма «Семён Дежнёв» (1983 год). Затем здесь же снимали «Демидовых» (1983), «Золотую бабу» (1986), «Похищение чародея» (1989), «Житие Александра Невского» (1991).

Много людей ходят по этим развалинам, мусор везде валяется, какашками в кустах пахнет, обстановка не очень приятная для меня. Хотелось уже домой поскорей, но наша компания всё бродила и бродила по холмам.

Как только моё желание отправиться домой обострилось, Игорь словно прочитал мои мысли и загнал всех в автобус.

Домой я приехала ближе к одиннадцати вечера и принялась готовить добычу.

Нет ничего вкуснее собственноручно собранных и бережно пожаренных грибов!

Чусовая, ураловеды, туризм, Староуткинск, путевые заметки