К новогодним праздникам по давней традиции театральные подмостки готовятся особо, ведь детский зритель - особый зритель, и репертуар для него, находящегося на каникулах, необходимо предлагать особый.
В январском репертуаре Киевского муниципального академического театра кукол мелькают названия "Новогодние приключения", "Снегурочкин концерт", "Волшебная хлопушка", "Морозко", "Снежная королева"… Мне же попалась наиболее спокойная из новогодних историй, поставленная по мотивам белорусских народных сказок, под названием "Волшебная скрипка".
Театр - это сказка. Тем более, детский театр. И начинаться он должен как минимум с чуда… И если у театра нет волшебного замка-помещения, замысловатой дорожки ко входу и серии симпатичных скульптур-персонажей, то сказочное настроение все же необходимо формировать. Как? Это вопрос к творческому коллективу театра. Но если результат дирекцию не очень интересуют, можно этого и не делать. Ведь что может быть более красноречивым, чем полупустой зрительный зал и брошенная детвора в томительном ожидании перед сценой, на которой устрашающе висит громадная марля, закрывающая собой все сценическое пространство. Ничего не скажешь, потрясающее первое впечатление!
Сам спектакль выгодно отличается от печального пролога. В нем как раз есть место чуду, благодаря которому устрашающая марля превращается в снежную завесу, за которой скрывается лесная жизнь дивных существ, которые отличаются друг от друга как зеркальное отражение. Один - сама доброта, из другого злость клочьями свисает. И цели на день у них расписаны диаметрально противоположно. Оттого маленькая девочка и оказывается между двух полюсов, вдоволь вкусив и подлости, став и самой адептом зла на некоторое время. Но законы жанра обязывают вернуть ребенка в лоно мира и добра. Именно так все и происходит, а заодно и темные силы становятся добрыми и пушистыми, ведь сказка есть сказка.
Решение спектакля исполнено в виде большого дерева, по окружности которого расположился вращающийся элемент, выполняющий одновременно роли и темной непроходимой лесной чащи, и жилища Хохлика. Легким вращением организовывается и движение и динамика… Один нюанс: ширина движимого элемента такова, что актерам приходится извиваться над ним, что создает видимый невооруженным взглядом дискомфорт. Вставить бы, например, во внутреннее дерево актера, который с обратной стороны корректировал положение кукол, без сомнения в выигрыше остались бы все находящиеся на сцене, а с их помощью и зрители в зале.
В целом же спектакль динамичен, держит внимание и взрослых и детей, что является полным успехом даже не в совсем заполненном зрительном зале.
Но до финального аккорда еще рано. Новый Год как-никак. Поэтому на сцене появляются традиционные праздничные персонажи и начинают играть с детворой в загадки, параллельно теряя парики и бороды, немного невпопад реагирую на ремарки более сообразительной детворы. Пролог и эпилог оказался на одном уровне. Самостоятельно заниженная театром планка дает свое: непреодолимого желания возвращаться в этот зал снова и снова не обнаруживается. "Может, что-то в консерватории поправить?" (С)