Не бывает напрасным "Прекрасное"

May 11, 2015 13:35


Юнна Мориц, не будучи философом в категории греческих мудрецов, однажды заметила, что:
"Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду."

Стать не напрасным трудом попытался свежепремьерный спектакль Нового театра на Печерске. Говорит он о сути прекрасного в философском смысле, да и называется "Прекрасное" (авторы идеи, режиссеры и исполнители ролей - актеры театра Виктор Марвин и Денис Мартынов).


Заметил, что когда авторы соединяют в спектакль мало соединимое, они умышленно идут на провокацию - об исполнительском таланте говорить вряд ли будут, так пусть хотя бы говорят о наплетенном-переплетенном в фабуле повествования… А здесь отвязываются по полной. В один флакон сливаются и "Диалоги" Сократа и стихотворный пушкинский "Разговор книгопродавца с поэтом" и сценарные Стругацкие, и репродукции кого ни попадя, и видеопроекции с а-ля вокальными импровизациями… В общем, "вали кулем, потом разберем"…
Вообще, надо сказать, что спектакль получился с претензией. Крайне любопытно, как он воспринимается теми, кто Платона не читал, Пушкина не декламировал, Тарковского не смотрел… На какой минуте их сознание отключается от происходящего? Конечно, возможно, все эти источники и не являются решающими, но существенно ограничивают сатирическое восприятие разношерстных первоиисходников, склепанных авторами из разножанровых лоскутков.

Из убедившего
С удовольствием отметил сценическое пространство, слепленное всего из нескольких прозрачных пластин, выступивших и вагоном купе, и проэкционным экраном и комнатой исполнения желаний… Просто, лаконично, ресурсно… Пространство то сжимается в тесную купешку, то вмещает чуть ли не всю мировую пинакотеку…
Да, к слову о той самой проекции, которая так же убедила. Отснятый кусок пейзажа за окном движущегося поезда, городские таймлабсы… Все очень понравилось, включая "рекламный блок". Разве что не со всеми репродукциями соглашусь… Иллюстрация философской категории "Прекрасного" крайне диссонирует, например, с "Конницей" Малевича.
И, пожалуй, самое смелое и яркое впечатление - трансформация "Диалогов" Сократа в а-ля телевизионное ток-шоу с ведущим г-ном Сократом. Теледебаты подобного уровня украсили бы не то что любой телеканал, а телевидение в принципе… С прискорбием приходится констатировать, что прототипов подобного телеведения на современном "голубом экране" не наблюдается… Измельчал народец. Чтобы такими изысканными коленцами загонять оппонента в угол, а затем выковыривать обратно… Во время очередного виража с несчастным Гиппием в зале прозвучало: "Теперь я понимаю, почему Сократа отравили!"…

И пара слов о том, что не убедило
Драматургическая основа спектакля на далеко не прекрасных, а наоборот, хлипеньких ножках перекатывается с прозы на стихи, затем на легкую отсебятину, после чего на киношные диалоги… В паре моментов происходит срыв на вокальные партии… Самое режущее в этом симбиозе - совершенно различная качественная составляющая материала. Как бы там ни было, но между Платоном и Пушкиным - пропасть, равно как и у перечисленных авторов со Стругацкими… Приводя материал к единому знаменателю, авторы обрекают более сильное произведение ухудшаться под стать более слабому…

А отсюда и следующее слабое звено - крайне неровный по накалу сюжет, местами серьезно затянутый…
Обращает на себя внимание и сценарная брешь. За основу принят "Сталкер", проводник из мира Стругацких, который, не будучи сам ни пророком, ни негодяем, выступает неким Хароном для Писателя с Профессором, для этих антагонистических начал. Сталкер-проводник, ведущий и искушающий на пути к Комнате, где исполняются самые заветные желания, оказался начисто вымаран из сюжетной линии спектакля, оставив уединяться физика и лирика в песенном формате "Вагонные споры - последнее дело, когда уже нечего пить".
Более того, из пикникнаобочинского изначального паритета физика и лирика в спектакле обнаруживается доминант-Профессор, который и обладает тем сокровенным знанием о местонахождения Комнаты… Этот нюанс логически объяснить не удается, ведь роли куклы и кукловода крайне сложно совместимы (пусть даже в финальных сценах спектакля "все смешалось в доме Облонских" и Писатель с Профессором запутались кто есть кто…
Ну и, пожалуй, главный аспект - актерский. Вот где можно было бы прятать все драматургические швы. И, вероятно, актеры когда-нибудь разойдутся до этого момента, войдут во вкус, поймают кураж…  В конце концов прекратят выпадать из штанишек воплощаемых ролей. Ведь воплощение Сократа - это далеко не только декламация приписываемых ему слов…


Возвращаясь к общефилософскому значению прекрасного, вспоминаем, что все познается в сравнении. Возможно, без привязки ко всему остальному репертуару театра данный спектакль и является "Прекрасным", хотя бы по праву названия… Но увы, в сравнении с другими работами воспользоваться названием без кавычек не получается… Хотя, в силах актеров дотянуть и доточить его… Придать хорошую актерскую огранку этому поистине разносольному винегрету… А значит все не напрасно!
"Дело ясное, ясное, ясное -
Здесь и больше нигде, никогда
Не бывает напрасным прекрасное!
Ни с того ли так тянет сюда
Сила тайная, магия властная,
Звездный зов с берегов, облаков, -
Не бывает напрасным прекрасное! -
Ныне, присно, во веки веков…"

Театр, Новый театр на Печерске, Сезон 2014/15

Previous post Next post
Up