Leave a comment

michkaz April 9 2006, 12:51:32 UTC
ОК. Рав Йеhуда Ашлаг (Бааль Сулам) был хареди и каббалист, продолжатель хасидских традиций. И Вы, конечно, знаете, что у хасидов большое внимание уделяется групповой работе - особенно это характерно для ХАБАДа с его многотысячными фарбрингенами. Суть групповой работы - создание объединенного "кли", общего желания, управляемого Ребе. При этом не так важно, насколько чисты желания участников - Ребе своей святостью переворачивает нечистые желания.

Объединить желания можно различными способами. В ХАБАДе это делается на основе гипертрофированного возвеличивания Ребе (хас ве халила я их не осуждаю, но у меня путь другой), Бааль Сулам, не отрицая этого пути, пытался сделать акцент на создании закрытого каббалистического общества. Как я понимаю, с экономической точки зрения это был бы кооператив, но это не главное. Люди должны были и жить и работать внутри этого общества, минимизирую отвлекающее внимание воздействие посторонних. Реализовать этот проект ему не дали религиозные - кто, не знаю, но ему не дали уединиться. Это его общество может быть похоже на коммунну, но в отличие от коммунны, оно не ставило целью развитие производительных сил, но обеспечение минимального материального уровня, позволяющего спокойно заниматься каббалой, не попрошайничая денег у спонсоров. Т.е. не обобществление собственности как средство решения общественных проблем, что есть коммунизм, а объединение духовных желаний, собственность же объединяется только в той мере, в которой это необходимо для духовности.

Что касается его интереса к практическому коммунизму. Здесь мы возвращаемся к тому, что я писал в конце первого абзаца. Если есть какое-то материальное образование - например, государтсво Израиль, то его можно использовать в духовной работе, наполняя его духовным содержанием. Как я понимаю, именно этим был обусловлен интерес Б.С. к деятельности Б-Гуриона. (и это то, что сближало Б.С. с р.Куком) Коммунисты в своей практической деятельности умело формировали общее желание на основе отказа от личных желаний, аналог "битуль ацми". И вот если сманипулировать этим объединенным кли - а я думаю, Б.С. это было под силу, можно было бы и Машиаха привести во время. Не получилось :-(.

Несколько слов по поводу коммунизма. Не знаю, насколько глубоко Вы в нем находились, я был практически коммунистом, только беспартийным. И на каком-то уровне, я обнаружил в нем внутреннее противоречие. Я понял, что быть честным сам с собой коммунистом невозможно. Это совершенно отличается от ходящего в нашем обществе "левый значит подлый", я имею ввиду именно сам с собой, по отношению к другим коммунист может быть очень честным (до идиотизма). Для каббалиста же эта внутренняя честность есть основа основ, без нее все знания - ноль. Именно поэтому я взвился, когда Вы назвали Б.С. коммунистом.

Не знаю, насколько внятно я изложил свои спутанные мысли, если что- то заинтересовало - спросите, я постараюсь ответить.

Reply

jen_dos April 11 2006, 10:59:46 UTC
По правде сказать, цель фарбренгенов виделась мне иначе - как средство для личной работы хасида над своими "мидот", достижения "битуля", развития любви к ближнему. Вообще я не знаю, каких целей достигает ребе во время "тиша", помимо духовного общения с хасидами, вероятно у всех они разнятся.
По поводу ХАБАДа - возвеличивание ребе, рассказывание о нем историй было характерно с самого зарождения хасидизма, если в ХАБАДе и есть что-то специфическое в этом плане, то пожалуй только в отношении части его к ребе как к Машиаху, но я этого не понимаю и потому не хочу касаться этой темы.
Мне удалось найти несколько статей р. Ашлага на тему общественного устройства, надеюсь осилить их и продолжить разговор на эту тему. Пока что мне видится его позиция иначе чем представленная Вами, но я не хочу торопиться с заключениями.

Reply

michkaz April 16 2006, 08:04:34 UTC
ОК. Только примите, пожалуйста, к сведению, что Б.С. написал (за исключеним нескольких книг, не известных широкому кругу читателей) "монографию" под названием "Сулам", "учебник" под названием "Талмуд эсер асфирот", "букварь" под названием "Птихат ле хохмат акабала" и "научно-популярные статьи". Я не утверждаю, что читая статьи Вы не можете проникнуть суть его учения, но ошибиться Вам будет очень легко :-( Удачи Вам...

Reply

laplandian March 15 2009, 18:56:04 UTC
Р. Ашлаг был ближе к анархо-коммунизму, а не марксизму. Это прямо противоположные политические идеи. К сожалению, советский "коммунизм", который представлял собой ничто иное, как гротескную форму госкапитализма, в которой вся власть принадлежала одной гигакорпорации - государству, дискредитировал левое движение в целом. Сегодня многие ассоциируют слово "коммунизм" с уравниловкой и сталинскими лагерями.

Помимо р. Ашлага, анархический коммунизм поддерживал известный хабадский раввин Авром-Юда Хейн, черниговский раввин-толстовец Юда-Лейб Дон-Яхья, известный русский революционер и левый мыслитель Исаак Штейнберг, бывший ортодоксальным евреем, хабадский раввин Гейдельберга Ш.-З. Рабинков, лондонский раввин Янкев-Меер Залкинд, автор нескольких томов комментариев к Талмуду. Наверняка есть и другие примеры.

Было и несколько десятков раввинов-марксисты, поддержавших в свое время большевиков.

Вот интересная статья современного ортодоксального историка Марка Шапиро на эту тему:

http://seforim.blogspot.com/2008/03/rabbis-and-communism-by-marc-b.html

К сожалению, автор мешает в одну кучу анархистов, большевиков и эсдеков. Это совершенно разные, несовместимые платформы.

Reply

laplandian March 15 2009, 20:08:49 UTC
Ого!

Ветку про плюрализм стерли...

Reply

jen_dos March 15 2009, 20:21:10 UTC
да, нсмотря на авторитетные ссылки это не для judaism_ru. Жаль, я написал длиннющий пост, который не успел отправить, и он пропал. Буду считать, что все к добру, видно, мысли не дозрели до кондиции.
Может, в качестве кампенсации развиртуализоваться и почитать Мей Шилоах?

Reply

laplandian March 15 2009, 20:33:17 UTC
Вообще-то ветка была в judaica_ru. Мне всегда казалось, что это более свободное сообщество.

Увы, боюсь, что развиртуализоваться не получится... Я живу в пригороде Нью-Йорка. Мей аШилоах можно читать почти с любого места. Там много интересного, начиная с Брейшис.

Reply

jen_dos March 15 2009, 20:39:13 UTC
Думаю, это не модератор, а автор поста.
Ладно, оставим до лучших времен. Кстати, ב"ה я буду в Нью-Йорке в начале июля.
Мей Шилоах уже на столе ...

Reply

laplandian March 15 2009, 20:48:12 UTC
Из других книг этого направления интересна "שער האמונה ויסוד החסידות" внука автора "מי השילוח", ребе Гершона-Ханоха из Радзина, который известен попыткой возрождения тхейлес. С точки зрения автора, хасидус представляет собой интегральную философию, совмещающую философию Рамбама и Каббалу в духе р. Йоносона Эйбешица. Однако, в отличие от последнего, радзинер ребе был детерминистом, как и его дед, и считал свободу выбора иллюзией, поскольку все, включая человеческие мысли и действия, есть воля Божья. Для цадика не существует барьера между человеческой и божественной волей, поэтому изчезновение свободы выбора равносильно полной свободе.

Мне эта идея напомнила Томаса Мюнцера, радикального христианского проповедника времен Реформации, возглавившего в свое время крестьянское восстание в Германии. Мюнцер тоже совместил философию Аристотеля с пантеистическим детерминизмом и пришел к аналогичным выводам.

Reply

jen_dos March 15 2009, 21:11:06 UTC
Мне это непонятно как-то.
Все есть Воля Божья на уровне макифин. Но если считать, что свобода выбора это иллюзия, то в чем состоит служение?

Что-то в последнее время я часто наталкиваюсь на упоминания об анабаптистах. К чему бы это? :)

Reply

laplandian March 15 2009, 21:50:31 UTC
Но если считать, что свобода выбора это иллюзия, то в чем состоит служение?

Очень просто: в субъективном устранении барьеров между "собой" и Абсолютом.

Что-то в последнее время я часто наталкиваюсь на упоминания об анабаптистах. К чему бы это? :)

Народ постепенно склоняется к анархизму. :-)

Reply

jen_dos March 15 2009, 21:54:52 UTC
Вопрос в том, существует ли свобода решать, устранять ли этот барьер.

Reply

laplandian March 15 2009, 22:07:13 UTC
Свобода выбора однозначно существует субъективно. Ведь мы ежедневно делаем выбор. С точки зрения непостижимой нам абсолютной божественной логики, нет вообще ничего, кроме Него. Однако для нас актуален наш личный духовный рост, наша субъективная борьба с барьерами.

Ижбицер ребе не отрицает свободу воли вообще. Он просто переносит еще в область субъективного, предоставляя тем самым пространство для индивидуализма в духовной работе (которая, по этой логике, является процессом личного очищения и освобождения, а не служением внешней силе).

Reply

jen_dos March 16 2009, 11:13:14 UTC
т.е. он отрицательно решает "основной вопрос" онтологии - существует ли объективный внешний мир, и делает все существование человека непрерывным диалогом только с Творцом, или же в его картине мира существуют и дополнительные субъекты?

Reply

laplandian March 16 2009, 13:18:24 UTC
Честно говоря, я не вполне уверен. В отличие от Хабада или, допустим, ребе Цудека из Люблина, Ижбицер ребе избегает философских определений и оперирует в основном живыми примерами из Танаха. Его больше интересует этика и эпистемология. Онтологические вопросы упоминаются в Мей-аШилоах лишь спорадически.

Реб Цудек, ученик Ижбицер ребе - монист, отрицающий реальность чего-либо, кроме Бога. Субъект и объект - лишь Его проявления. Однако многие философские идеи реб Цудека ближе к Хабаду, чем к польскому хасидизму.

Сейчас я на работе, но попробую сегодня дома посмотреть и разобраться. Многие идеи Мей-аШилоах подробно объясняются в многотомном сочинении его сына (или внука?) "Бейс-Яков". Однако, к сожалению, эта книга была недавно переиздана по старому польскому изданию, безо всякого индекса.

Reply

laplandian March 16 2009, 13:43:17 UTC
Вот, нашел немного на эту тему в книга Алана Брилла про реб Цудека.

Согласно Мэй-аШилоах, Бог раскрывается в мире через "круги и линии". Все в мире может проявляться как иерархическая цепочка эманаций Бога ("линия"), либо как "круг", в котором отсутствует дифференциация и иерархия. Все объективное и субъективное бытие является проявлением божественной Воли.

Нынешний мир обычно проявляется в виде "линий", т.е. онтологических иерархий, которые в мессианском мире не совсем изчезнут, но станут относительными и объединятся с "кругами", т.е. недифференцированным восприятием, хотя иногда такое восприятие прорывается в нынешний домессианский мир.

Да, действительно, в Мей-аШилоах эта идея встречается часто. Однако это, опять же, эпистемология, а не онтология. Речь идет о восприятии мира человеком, а не объективном бытии. Похоже, Ижбицер ребе отрицает или, во всяком случае, игнорирует последнее.

Reply


Leave a comment

Up