Войнович и его пеликаны

Apr 17, 2016 18:30

Оригинал взят у novayagazeta в Как пеликаны Крым спасли

Вышел новый роман Владимира Войновича. Значит, со свободой слова у нас ещё не всё так плохо.
    Монстр отечественного книгоиздания «Эксмо» выпустил свежую книгу одного из старейших (анти)советских писателей, классика сатирического жанра Владимира Войновича «Малиновый пеликан», причем гигантским по нынешним временам тиражом - 20 тысяч экземпляров. И это - акт гражданского мужества, поскольку роман - лакомый кусок для российской цензуры. К тому же впервые «Пеликан» вышел на украинском языке, а тема судьбы Крыма здесь чуть ли не главная.
    Несмотря на свои 84, Владимир Войнович - в отменной литературной форме (да и выглядит отлично), не может пожаловаться на иссыхание фантазии и не разучился шутить, причем часто на грани фола. Бьёт по стратегически важным целям, в частности по Первому лицу государства - Перлигосу и его геополитике.

    Главная на сегодня забота президента в романе - единственная оставшаяся в природе пара малиновых пеликанов. Дальше не могу удержаться от цитаты - Один из приближенных к Кремлю сетует:
    «Понимаете, мы им Крым подарили, а они о крымской природе никакой заботы. Малиновых пеликанов укропский президент велел готовить себе на завтрак… Дело дошло до того, что малиновых пеликанов вот-вот не станет совсем, Перлигос не выдержал, принял решение вернуть полуостров и спасти этих редких птиц, а заодно и русско-крымско-татарское население от полного истребления. …К тому же агрессивный блок НАТО намеревался захватить Крым, похитить пеликанов и использовать в своих целях. В крайнем случае уничтожить».
    В общем, спасение пеликанов привело к спасению Крыма. И птицы подобны легендарным римским гусям. Но вот беда: от стресса пеликаны разучились не только размножаться, но и высиживать птенцов…
    Не хочу испортить читателю удовольствие, якобы раскрывая главную интригу сочинения, поскольку этот фрагмент - ещё не финал книги. Многонаселенной (хотя бесчисленные Иваны Ивановичи, агенты власти - двойники друг друга), разножанровой (тут есть «лирические отступления» о Ленине и Сталине, рассуждения о жизни и смерти, псевдоэкономические выкладки, газетная дидактика и… элегия о пользе презервативов), пестрой по стилистике (автор плутает между явью и галлюцинациями, называя описываемое им «бредом реальности»).
    Сюжет прост до наивности. Знаменитого стареющего писателя Петра Ильича Смородина с настоящей фамилией Прокопович, автора двенадцати книг, самая знаменитая из которых - «Зимнее лето» (Войнович умеет посмеяться и над собой!), при сборе грибов укусил клещ. Клещ, конечно, знак: это и функционеры всех времен для одних, и одновременно то, что навечно застряло в головах инакомыслящих, как объясняет герою бывший кагэбэшник. Так вот, Смородина на «скорой» (аналог чичиковской брички) везут с дачи в Склиф, а он постоянно впадает в забытье, не различая видений и реальности. В бреду ему являются разные персонажи, которые как бы испытывают героя на моральную прочность и верность своим - откровенно либеральным - убеждениям. «Твёрдая гражданская позиция» приводит сбрендившего писателя к убеждению, что спасти Россию может только революция, а вызвать её способен мятеж вследствие «поголовной черенковизации», то есть введения в задний проход каждому гражданину черенка от лопаты. Народ от затеи в восторге, революционная идея терпит крах. Смородин просыпается в больнице, избавляется от клеща и навязчивых видений. Реальность - которая на самом деле хуже бреда - вроде, побеждает. Но выйдя утром из Склифа, выздоровевший Петр Ильич видит…
    А вот тут я в самом деле остановлюсь, чтобы подвигнуть читателя обратиться к самой книге. Несмотря на свою галлюцинаторность (литературную), это очень рациональный, взвешенный и продуманный текст. Серьёзный, несмотря на ёрничество. И наставительный, несмотря на лукавство. В общем, это настоящий Войнович.

Федор Ромер,
специально для «Новой»

интересные релизы

Previous post Next post
Up