/
Текст - Дмитрий Гудков/
Сегодня комитет Госдумы по конституционному законодательству (это тот, в котором я состою) решал, стоит ли дать право Конституционному суду решать, какие решения ЕСПЧ России исполнять, а какие - нет.
Депутаты уверены: стоит. То есть Конституцию, где записан приоритет международного права над российским, мы задвигаем подальше и, как я уже писал, действуем по принципу «что хочу - то и ворочу».
В общем, коллеги действуют при помощи типичной подмены понятий. Вот, что они говорят: «Законопроект никоим образом не отменяет и не умаляет значение норм международного права. Но Конституция - как правовой акт, обладающий высшей юридической силой - стоит выше норм международного права».
Вот только решать, какое решение ЕСПЧ соответствует Конституции, а какое - нет, будет не Господь Бог, а наш КС. Тот самый КС, глава которого на днях заявил, что права и свободы человека - это все фикция, а главное - безопасность, и пора ужесточить законодательство «в сторону военной суровости».
То есть вы понимаете: Европа нам про какие-то там права, а мы ей про военную суровость. Вот и поговорили.
Чем нам всё это грозит?
Во-первых - изоляцией. Ещё большей, чем сейчас (да, она может быть ещё большей, причем законопатим мы щели с этой стороны сами).
Во-вторых, ещё большим ухудшением инвестклимата.
В-третьих - дальнейшим подрывом основ российского права.
В-четвертых - исключением из разных международных организаций.
Вот написал сейчас и понял, что всё это уже и так есть. Мы довольно далеко ушли по этой дорожке, поэтому ни депутатов, ни чиновников не пугает возможность пройти и дальше. Привыкли. Чучхе подкралось незаметно. Какая разница, что Путин, Медведев, Матвиенко, Нарышкин много раз обещали на международное право не замахиваться? Их слово царское: захотели - дали, захотели - обратно взяли.
А по кому этот закон ударит? - В первую очередь, по самым обычным людям, хотя бы - по военным пенсионерам, которые часто обращаются в ЕСПЧ за защитой своих прав. Военной суровости им, а не прав - вот, что скажет в ответ КС. И точка.
Впрочем, тут есть ещё один аспект: никакой закон, даже самый незаконный, не имеет обратной силы. То есть по уже вынесенным решениям ЕСПЧ придется платить, а заключенные договора - придётся соблюдать. Хотя, конечно, и на это может найтись свой лом. Не сомневаюсь.
И да, смешное (хотя что уж тут смешного) напоследок. Бастрыкин ссылается на примеры их европейской практики. Мол, а у них тоже, бывает, страны отказываются от выполнения решений ЕСПЧ. Только вот же какая незадача: от тех решений, которые ограничивают права, уже установленные для граждан национальным законодательством. А у нас будет ровно наоборот. В Италии и Германии были подобные единичные случаи, где шёл поиск путей, как исполнить решения международных судов. Мы же создаем возможность для того, чтобы их не исполнять.
конец цитаты
авторская стилистика и пунктуация сохранены