Недавно наткнулся на вот
такую книжку:
В книгу Бориса Ширяева "Неугасимая лампада" вошли рассказы о жизни первых узников Соловецкой каторги, прибывших на остров в 1922 году. Соловецкий лагерь стал для автора книги, как и для многих тысяч людей, прошедших через него, "страшной зияющей ямой, полной крови, растерзанных тел, раздавленных сердец..." Но и среди тяжких испытаний, среди издевательств и кощунства, "в перетлевшем иле человеческой суеты, лжи и слепоты" светил и согревал людей негаснущий свет Христовой веры и любви.
Только в России она переиздавалась уже не менее шести раз. Автора активно популяризируют в православных кругах. В кругах, в которых тема Соловецкого лагеря воспринимается особенно болезненно. Тут необходимо заметить, что знать и осмысливать трагические страницы нашей истории необходимо: и чтобы не повторять ошибок прошлого, и чтобы понимать, какой ценой давались наши достижения, и чтобы осознанно строить будущее. Но подходить к подобным болезненным вопросам необходимо предельно спокойно и объективно: малейшая искра может пробудить старый пожар. Одним словом, я не мог пройти мимо данной книги.
С первых же страниц автор рассказывает о страшном негодяе, алкоголике и чуть ли не прирожденном садисте - начальнике лагеря Ногтеве. Священников он унижает, старцам водку наливает, людей просто так - для устрашения прочих - убивает. Но есть божья правда, и Советская власть его расстреливает: то за серебряных литых херувимов с иконостаса им снятых и спекулянтам проданных, то за самочинные расстрелы. Диву даешься, сколько жизней отпущено начальникам лагерей...
Для справки: Ногтев Александр Петрович (1892-1947) - сотрудник органов ВЧК-ОГПУ. Из семьи сельского учителя, уроженец г. Городца на Волге. Окончил мореходное училище, в годы Первой мировой войны служил на Балтийском флоте. В 1917 г. помощник капитана на волжском пароходе «Александр Невский». Большевик с 1918 г. В августе 1918 г. был командирован В.И. Лениным в Котлас во главе команды подрывников с задачей создать искусственные заграждения на фарватере Северной Двины с тем, чтобы затруднить противнику передвижения по реке. С 1919 г. комиссар Особого отряда в Самаре на Восточном фронте, затем воевал на Туркестанском и Северном фронтах; за участие в разгроме Уральской белоказачьей армии награжден орденом Красного Знамени. С 1921 г. в органах ВЧК; в 1923-1930 гг. (с перерывами) начальник УСЛОН. С весны 1930 г. на пенсии, с 1932 г. управляющий трестом Мосгортопа. В 1938 г. арестован и сослан в Норильсклаг, с 1944 г. на поселении в Красноярском крае. В последние годы жизни - директор треста Главлес Наркомата лесной промышленности.
За любое из озвученных Ширяевым преступлений Советская власть начальника лагеря действительно расстреляла бы. Однако, в непростой 1938 год он был лишь сослан. Да и после ссылки работал на руководящей должности. Что говорит о несостоятельности обвинений Ширяева.
Трагические страницы нашей истории знать и осмысливать необходимо. Но это не имеет ничего общего с расковыриванием старых ран. Задача врага, работающего на этом направлении, прямо противоположна задаче восстановления исторической справедливости, сохранению исторической памяти («никто не забыт, ничто не забыто»). Речь идет не о том, чтобы прошлое предстало перед гражданами страны пусть в страшной и трагической, но правдивой полноте. Травма должна быть гиперболизирована, должна приобрести почти что инфернальный характер (соответствие исторической действительности тут не обязательно) - и при этом получить статус жгучей актуальности. Этот прием использовался в информационно-психологических войнах не раз. (подробнее читайте в соответствующей
рубрике нашей
газеты).
Необходимо заметить, что настойчивое внедрение подобной литературы в православные круги имеет черты не только информационно-психологической войны. Для того, чтобы это понять, достаточно ответить на простой вопрос: "почему Ширяев никогда не мог быть издан Советской властью?".
Ответ прост:
Борис Ширяев являлся капитаном РОА, сотрудничал с издававшейся в Крыму профашистской газетой «Голос Крыма», а в июне 1943 года в Симферополе ему от имени Верховного германского командования был вручен учрежденный Гитлером орденский знак для отличившихся в борьбе с большевизмом
Предатель всегда остается в памяти народа предателем. Что бы он ни успел сделать до того, все его былые заслуги, если таковые имелись, всё исчезает после того, как он перешел к врагу. Именно так было с Власовым. Так было и с его мелкими подельниками, в ряды которых записался Ширяев. Можно было бы по-разному относится к его творчеству, но акт предательства должен был навсегда вычеркнуть его имя из нашей истории, замазать жирным словом: "предатель!". Однако те, кто ведут с историей
войну, имеют другое мнение.
Враги нашей Родины добиваются реабилитации предателя Власова: раз советская страна была скверной, значит те, кто с ней боролся были героями. Запущен большой проект по его канонизации - активно продвигавший эту инициативу (и фактически снявший табу на восхваление Власова в православной среде) протоиерей Георгий Митрофанов до марта 2013 года был членом Синодальной комиссии по канонизации святых. Очевидно, частью этого проекта является и публикация произведений коллаборациониста Ширяева. Остается открытым вопрос, отдают ли себе отчет в том, что делают, церковные иерархи, благословляющие подобные публикации.
И остался еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание в данной книге. С первых же страниц Ширяев противопоставляет Соловки Москве: и кремль мало чем уступает Московскому, и патриарха Никона там ересиархом нарекали, новопечатных книг не принимая, и вообще монахи соловецкие особенные, других каких по всей Руси не было. Одним словом тут отчетливо слышится еще и мотив войны
диффузно-сепаратистской.
Против нашей Родины ведется война. Война неклассическая, или правильней было бы сказать ряд неклассических войн (культурная, информационно-психологическая, война с историей, диффузно-сепаратистская и ряд других). Враг умен, хорошо обучен и, главное, предельно нас ненавидит. Что мы противопоставим ему?