Вера в полезность вымещения злости широко распространена в нашей культуре. В фильмах, в статьях в журналах и даже на билбордах людей призывают вымещать злость и “выпускать пар” - например, бить подушку или боксерскую грушу.
Логика здесь такова - побили, и стало лучше. По мотивам идей Фрейда, - фрустрация и злость накапливаются и нарастают внутри человека, как гидравлическое давление в закрытом пространстве, до тех пор, пока не найдут выход. Если не позволить злости проявиться в безопасной среде, она вырвется наружу неконтролируемой яростью.
Если вымещение злости действительно устраняет гнев, тогда оно должно уменьшать и степень агрессивности человека.
Однако один из первых экспериментов отреагирования злости в ответ на оскорбление (Hornberger, 1959) показал, что вместо уменьшения последующей агрессии участники экспериментальной группы были более враждебно настроены по отношению к обидчику.
В 1977 году был опубликован критический анализ теории катарсиса (Geen and Quanty), вывод которого состоял в том, что вымещение злости на альтернативных объектах (например, на подушке или боксерской груше) не уменьшает степень агрессии, а скорее наоборот делает людей более агрессивными. К тому же выводу пришли ученые в более поздних исследованиях (например, Bushman, Baumeister, & Stack, 1999)
***
- ... Если не будете удерживаться от гнева... то потеряете всю надежду спасения (св. Ерм)
- …С корнем исторгайте из сердец ваших томящие вас злые помышления, какие имеете друг на друга, чтобы таким образом пресекать всякий зародыш недружелюбия, корень которого - ненависть и зависть
- Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя - и будешь радоваться во все дни жизни твоей (прп. Антоний Великий)
***
- Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству; без гнева человек не может иметь чистоты, т. е. если человек не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага... Этот гнев превратился в нас в такое состояние, что мы воспламеняемся им на ближних своих за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи
- Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и когда почитаем себя мудрыми
- Если будет тебе нужно (обличить) брата, и видишь себя в гневе и нестроении, то отнюдь ничего не говори ему, чтоб не прийти в большее расстройство (прп. авва Исаия)
- Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что должен ты решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготерпением, или чрез гнев передаться на сторону противника
- ...Если остаешься негневным, то приводишь в стыд обидчика, показав целомудрие на самом деле
- Каким образом можно не приходить в гнев? Если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами зрителя Бога и близ тебя Сущего Господа (свт. Василий Великий)