38 лет назад миру представили первый мерседес G-класса - Geländewagen. Утилитарный и неприхотливый внедорожник предназначался для военных, лесников, селян, туристов и ничуть не был обременен такими качествами как комфорт и динамика. Но в один прекрасный момент детищем концерна заинтересовались ребята из молодой тогда фирмы AMG. Так началась эта удивительная история.
Меньше чем через неделю миру представят второе по счету и при этом абсолютно новое поколение «Гелендвагена». Пока еще не автомобиль целиком, а только его интерьер. Но пусть цельной машины придется подождать до январского автошоу в Детройте, никаких тайн на счет будущего G-вагена уже не осталось. Если в двух словах, это будет совершенно новая, современная машина, внешне как две капли воды похожая на предшественника. Другими словами, «Гелендваген» на наших глазах превращается в вечный автомобиль формата Porsche 911 и Jeep Wrangler, которые от поколения к поколению меняются и совершенствуются в техническом плане, внешне оставаясь стопроцентно узнаваемыми.
Стоковый W460 - аутентичный, стильный, выносливый, но... медленный и скромный
Надо ли говорить, что 38 лет назад, когда G-Класс, тогда еще в кузове W460 только представляли публике, никто и думать не мечтал, что этот внедорожник крайне нехитрой конструкции и весьма деревенской внешности ожидает такая вот вечная молодость. Любопытно, что «кремлевской таблеткой», как в советское время называли мифическое лекарство якобы продлявшие дни и месяцы трухлявым членам ЦК, для «Гелендвагена» стала тюнинговая версия от тогда еще только набиравшейся авторитета фирмы AMG. Сегодня наш рассказ о великом и слегка ужасном Mercedes-Benz AMG 280GE 5,6 - идеальной машине цыганского барона, которая оказалась куда важнее, чем можно было предполагать изначально
Стоковый интерьер из серии "Бедненько, но чистенько"...
«Живаген», как ласково именуют этот автомобиль в наших широтах, создавался как сугубо утилитарное транспортное средство для нужд военных, лесников, охотников, путешественников и прочих категорий граждан, которым выносливость и неприхотливость, милее, а главное важнее комфорта, динамики и престижа. Сейчас даже как-то странно вспоминать, что на протяжении первой декады жизни «Гелендвагена» его создатели даже не задумывались о том как сделать свое детище более мощным или более снисходительным к задницам пассажиров. «Гелендюк» от рождения комплектовался маломощными 4-х или 6-цилиндровыми моторами, Part-time системой полного привода, а его салон с креслом водителя, установленном на ящике для инструментов, и отделкой в практичном стиле военно-полевой эстетики мог произвести неизгладимое впечатление только на рачительных бухгалтеров Бундесвера.
Кто-то скажет, что руководство Mercedes-Benz вовремя не разглядело в собственной модельной гамме крупный алмаз, который при должной огранке готов был превратиться в великолепный бриллиант. Но я говорю - в 80-е годы само понятие «престижный внедорожник» вызывало приступы гомерического хохота. Даже Range Rover - по сути единственный на тот момент SUV с претензиями на статус и шик, все еще представлял собой полуфабрикат, work in progress, как говорят американцы. Достаточно вспомнить, что «автомат» (аж 3-ступенчатый!) на «Рэндже» появился только в 1981-м, а пятидверный кузов покупателям предложили еще лишь год спустя. То еще воплощение престижа! Словом, сложно и предположить как в долгосрочной перспективе сложилась судьба «Гелендвагена», если бы в 1987 году фирма AMG не шокировала публику своим крайне нетрадиционным прочтением G-Класса.
Страницы из старых каталогов AMG это на редкость занимательное чтиво...
Вообще-то в Аффальтербахе еще с начала 80-х предлагали зажиточным лесорубам и шикующим латифундистам тюнинг-программы для «мерседесовского» внедорожника. Пружины подвески на выбор, колеса от BBS в сеточку (лично для меня всегда оставалось загадкой, как за эту «красоту» вообще можно было доплачивать?!), всякие несерьезности вроде наклеек на кузов ну и конечно легкий моторный тюнинг - во все времена главный хлеб конторы Ауфрехта и Мельхера. То, что это лишь цветочки стало понятно, когда, как мы уже сказали в 1987-м, аккурат к 20-летнему юбилею AMG, созрели ягодки. Вернее ягодищи! Их было сразу две 280 GE 5,0 и 280 GE 5,6 Sport мощностью соответственно 245 и 290 л.с.
Уже сама по себе инсталляция под капот «Гелика» восьмицилиндрового мотора М117 стала бомбой. Если до этого самая быстрая стоковая версия G-Класса выдавала предельные 155 км/ч, причем происходило это примерно полгода спустя после старта, то теперь дело пошло веселее. 5-литровый GE 280 разгонялся до 190 км/ч, а 5,6-литровый Sport переваливал за две сотни! «Рэйндж-Ровер» мог расслабить булки.
До неузнаваемости изменилась не только динамика, но и внутренняя отделка немецкого внедорожника. Базисом основательного модернизированного интерьера стали элементы от купе SEC. Если раньше дерево в салоне «Гелендвагена» появлялось лишь, когда в багажник закидывали охапку дров, то теперь по центру передней панели пробежала полоска из натурального орехового шпона. Плюс кожа, плюс электролюк в крыше, плюс серьезная (ну по тем временам серьезная) аудиосистема от Becker. Интерьер же 560-го навернули еще основательней - элементы салона от S-Класса (кузов W126) обшитые выжигающей глаз красной кожей. Добавить плетку, бондаж, пару фройляйн и вперед - упражняться в традиционном немецком кинематографе.
Если бы Бентайгу представили в конце 80-х, ее салон по уровню фарша выглядел бы примерно так ))
Тех же немногих, кто еще стоял на ногах после буйно-красного интерьера, окончательно добивала внешность «аэмгэшных» внедорожников. Здесь все было не так, все наперекор, все вопреки. Допустим, веселенькие наклейки кузова это еще туда-сюда. Но что вы скажете на выразительно раздутые колесные арки, будто позаимствованные у гоночных силуэтов группы 5? И, конечно, главное блюдо - фары и решетка радиатора от 116-го кузова! Вот это мощно! Вот это колхоз-миллионер! Разумеется, и без того чрезмерно острое блюдо по первому зову неуемного клиента можно было сделать еще горячее. Не желаете кенгурин с защитными решетками на фары? Или, господину угодно покрасить фирменный «мерседовский» гриль в золотистый? Лебедушку попробовать не желаете? А противотуманок насыпать барину? Про телевизоры в салон можно и упоминать - это само-собой разумеющееся. Идеальный автомобиль для цыганского барона? Вполне определенно.
Было ли все это чересчур? Пожалуй. Столь радикального подхода к тюнингу внедорожника от AMG никто не ждал, но главное - никто не просил. Так что, несмотря на определенный интерес к двум кричащим новинкам Франкфуртского салона-1987, общий тираж навороченных цыганских «геликов» впечатляющим не назовешь. Всего по неофициальным данным собрали пять экземпляров, три с левым расположением руля, два с правым.
Говорят, один из пяти "аэмгешных" "геликов" впоследствии "облагородил" главный фрик автомобильного дизайна 80-90-х Луиджи Колани. Вроде как голубенький G-Класс на этом снимке как раз его работа. Что тут скажешь... Вот это действительно ужас-ужас...
Можно ли в таком случае назвать дебют эксцентричного дуэта провалом? Ни в коем случае! Свои вложения в проект парни из AMG, наверняка, компенсировали - точная стоимость выпущенных экземпляров неизвестна, но совершенно ясно, что она была очень-очень-очень высокой. Главное же случилось через несколько лет, когда в 1990-м Mercedes-Benz представил рестайлинговый «Гелендваген» (W463) - комфортно-ориентированный, богато-оснащенный, а главное значительно более мощный. В Штутгарте могли ведь и не дать добро на запуск 8-цилиндрового G500 (дебютировал 1993-v), если бы в конце 80-х дорожную карту в мир премиальных внедорожников не набросал «Цыганский барон» от AMG.