Оригинал взят у
krambambyly в
Мадам Тюссо - история необыкновенной женщины (Продолжение)
Она могла умереть молодой на эшафоте.
Так вот, когда началась революция, а до этого Мари несколько лет работала по приглашению в Версале, она давала уроки скульптуры младшей сестре Людовика XVI, мадам Елизовете она учила ее лепить и на этом основании, ее посадили в тюрьму. Как гласит легенда, она сидела вместе с Джозефиной Богарне будущей императрицей Франции и что будь то бы их уже обрили на лысо приготовив к гильотине, но они обе спаслись, правда по разному.
Музей
Мари спас один замечательный, деятельный, актер, драматург, режиссер, талантливый человек в свое время - (Для экономии времени Колло д’Эрбуа впервые заменил обычную практику гильотинирования (Это дорого и долго) расстрелом картечью, которую он впоследствии назовёт проявлением гуманности.) Жан-Мари Колло д’Эрбуа, поскольку он решил, что ее талант скульптора восковых фигур может быть полезен революции и ее привлекли для того, чтобы она делала посмертные маски либо портреты революционеров, либо жертв, которые потом использовали для революционных праздников. Был уже прецендент, за два дня до взятия Бастилии, толпа вытащила из музея Кертиса фигуры герцога Орлеанского и министра финансов и протащила демонстративно по улицам, всячески над ними надругавшись.
И всего три года пройдет и по улицам будут таскать совершенно настоящие труппы, например чудовищная совершенно история с гибелью принцессы Ламбаль, которую вытащили из тюрьмы, растерзали буквально на части и надругавшись протащив по улицам, а голову притащив предварительно к цирюльнику и сделав ей прическу, долго носили под окнами Марии - Антуанетты, только за то, что она была ее подругой.
Мари делала маски Марата, Шарлотты, Робеспьера, короля и королевы, которых казнили на гильотине, которых она очень хорошо знала и еще многих, многих. Мари была в свое время документалист, причем она одна из первых придумала не просто сделать статую, а составлять их в композицию определенную. Поэтому ее галлерея и популярность взлетела до небес, она очень удачно как ей казалось, вышла взамуж за инженера Франсуа Тюссо, была счастлива и родила двоих сыновей. А потом поняла, что муж ей в тягость, он пил и проигрывал то, что она зарабатывала, он имел на это право по законодательству.
И при первой возможности, когда ей поступило приглашение, она уехала в Лондон со своей экспозицией и старшим сыном и там организовала турне. Выехать она обратно не могла, войны, блокады. Она ездила по всей Англии, ездила в Ирландию и в одном из этих путешествий корабль на котором она путешествовала вместе с ее коллекцией, затонул. Надо отдать ей должное, что она никогда не клала все яйца в одну корзину потому, что все формы шли на другом корабле и она начала отливать все формы заново.
Заново сшила все костюмы, делала заново все прически, более того раз она ездила по Англии, то дополнила коллекцию английскими фигурами и это конечно привлекло огромную массу англичан к ее детищу. Она стала пользоваться огромнейшим успехом, возможно это представление в Англии было передвижное и оно было первое и таких масштабов (примерно 1,5 сотен - сейчас уже насчитывается несколько тысяч фигур.) и что поразительно, что она одна все это сделала. Чудовищный труд и она постоянно заботилась о сохранности их состояний, гладить одежду и приводить в порядок прически, макияж, помощников не было, причем половину заработка забирал Поль Филидор, который пригласил ее в Англию.
Интересная личность была, он в Германии показывая фокусы, используя технический словарь, выдавал за явление духа, потом его пару раз ловили за руку и говорили, что это не духи-это техника. С помощью науки у него было очень громкое шоу, он пользовался большой известностью и вот ее пригласил в качестве сопровождения своих научных опытов и забирал половину выручки ничего не делая. Со временем как раз шли на ее выставку, а его начали постепенно забывать потому, что репутация была весьма скандальная. А Мари была женщина строгих нравов, т.е. ребенок, потом приехал ее второй сын, вот и она начала работать вместе с сыновьями. Семейным дело это было очень долго, потом правнук и про-пра-внук художник, они продолжали руководить этим делом. Для многих увиденное было потрясением.