Месячный малыш, найденный на помойке в областном Рощино, вероятно, впоследствии станет полноправным россиянином. Если выяснится, что родители - граждане Узбекистана - фактически бросили своего сына умирать, то их ждут суд и наказание, а отнюдь не семейные хлопоты.
Около 17:30 5 апреля на помойке в поселке Рощино Ленинградской области 31-летняя Зухра Мирсалиева нашла коробку, в которой лежал месячный мальчик. К подкидышу "прилагались" документы на имя предполагаемой матери ребенка - 26-летней Гузал Касимовой, неработающей, проживающей в садоводстве "Карелия" поселка Каннельярви.
"Мужчина, который принес коробку - тоже узбек, он сказал, что ему ребенок не нужен", - уточнила в интервью "Росбалту" Зухра.
Женщина немедленно обратилась в полицию.
"Вас там не обижали, в полиции?" - допытывался корреспондент "Росбалта".
"Нет, они даже "спасибо" сказали, благодарили. Взяли объяснение и отпустили!" - радуется Зухра.
Как рассказала молодая женщина "Росбалту", знакомые отговаривали ее идти в полицию. "Они говорили: зачем тебе лишние проблемы? Но как же я могу бросить ребенка умирать - это же живой человек! - рассказала Зухра. - У меня у самой двое детей, я не могла бы убить ребенка".
Как уверяет женщина, несмотря на то, что подкидыш оказался ребенком ее земляков, граждан Узбекистана, она за 5 лет ее работы и проживания в Рощино никогда не видела и не знала ни предполагаемую мать ребенка, ни отца.
Родителей ребенка сейчас разыскивает полиция. По мнению полицейских, найти их будет не трудно. Дальнейшие юридические действия покажут и степень ответственности людей, отказавшихся от новорожденного таким жестоким способом.
Руководство МО "Рощинское городское поселение" также активно занимается судьбой найденного на помойке в Рощино подкидыша и намерено защитить от возможного негатива гражданку Узбекистана, которая нашла малыша и сообщила об этом в полицию. Об этом сообщил "Росбалту" глава администрации МО "Рощинское городское поселение" Валерий Савинов.
"Судьбой ребенка занимаются органы опеки и попечительства Выборгского района, так что он не будет брошен ни в каком случае. Сейчас он находится в больнице, под полным контролем медиков. Его обследуют, но в настоящий момент его состояние оценивается как удовлетворительное", - сообщил Савинов.
По словам главы администрации Рощино, никаких санкций в отношении женщины, нашедшей ребенка, быть не может. Сами муниципалы дают положительную оценку действиям женщины, которая рискнула пойти в полицию, несмотря на уговоры земляков "не ввязываться в эту историю".
"Это ее человеческая позиция, и чем больше таких людей будет - тем лучше. Мы берем ее под полную защиту", - заявил Валерий Савинов.
Он также подчеркнул, что имени у мальчика нет - в документах есть только выписка из роддома о факте родов.
Судьбой подкидыша заинтересовался Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области. В аппарате правозащитника после обращения "Росбалта" заявили, что Михаил Козьминых настаивает на том, чтобы создать при каждой крупной областной больнице так называемые бэби-боксы - специальные контейнеры, куда родители- "кукушки" смогли бы анонимно отнести нежеланного ребенка, не причиняя при этом вред его жизни и здоровью.
"Этот случай еще раз доказывает необходимость создания в каждой ЦРБ Ленинградской области бэби-боксов. Это спасет жизнь и здоровье детям. Хочется поблагодарить внимательных людей, которые сообщили об этом случае, не прошли мимо. В самое ближайшее время мы направим в областной комитет по здравоохранению предложение по организации подобной системы спасения детей", - отметил Михаил Козьминых.
Между тем и в Ленинградской области, и в самом Петербурге неуклонно растет количество детей, которые не нужны приезжающим сюда на работу иностранцам. Так, по данным официального научного исследования, проведенного в рамках ежегодного отчета "Женщины-мигранты из стран СНГ в России", под редакцией Елены Тюрюкановой, изданном при поддержке Центра миграционных исследований и Фонда в поддержку гендерного равенства ООН в 2011 году, женщины-мигранты в большинстве своем не рады своей "российской" беременности и стараются предохраняться. Согласно данным исследования, так ведут себя в основном мигрантки из немусульманских стран. Женщины-мусульманки, напротив, в силу религиозных убеждений предохраняются крайне редко: среди семей из Таджикистана 40% не предохраняются по религиозным соображениям, и потому, что партнер против. Те же показатели для семей из Узбекистана, а из Киргизии - и вовсе меньше средних цифр.
"Моя дочка - коренная петербурженка, студентка философского факультета СПбГУ, в свои 17 лет без памяти влюбилась в гастарбайтера-таджика, делавшего ремонт в нашем доме, - рассказала "Росбалту" молодая бабушка Вера Р. - Несмотря на мои возражения начинать семейную жизнь и тем более рожать так рано, дочка сразу забеременела, заявив, что Хакматул не допускает никаких методов предохранения. В 18 она родила сына - моего внука, дети поженились. Дочка приняла ислам, но вернулась доучиваться. Чтобы закончить университет, она всеми правдами и неправдами пытается уклониться от новой беременности, но с каждым приездом всей таджикской родни она все больше склоняется к мысли о недопустимости планирования беременности в принципе. Я чувствую, что скоро в моей "хрущевке" будет настоящий детский сад, а новая родня рада - ведь все дети получают российское гражданство, что открывает для них большие перспективы".
По данным вышеупомянутого исследования, на момент опроса беременность в России была у каждой десятой женщины - трудового мигранта. Чаще всего эти беременности заканчивались абортом, сделанным здесь, в России, - 42%. Треть беременностей закончилась родами здесь же. Так, по данным главы отдела организации медицинской помощи матерям департамента здравоохранения Москвы Ирины Калиновской, 32% всех рожениц в столице составляют приезжие из стран ближнего и дальнего зарубежья и иногородние.
Вместе с тем очевидно, что беременность мигрантам вовсе не в радость, ведь они приезжают сюда в первую очередь зарабатывать, а не пополнять семью. Кроме того, на родине с "приблудными" детьми их ждет вовсе не радостная встреча. Несмотря на то, что в России медики обязаны бесплатно оказать любую экстренную помощь, в том числе при родах, о дальнейшей судьбе иностранных матери и ребенка государство заботиться не обязано. А доходы и возможности мигрантов вряд ли предусматривают счастливое детство.
"Поэтому зачастую новоиспеченные родители либо избавляются от ребенка, в том числе и преступным путем, либо сдают в российские детдома - от маленького беспомощного подкидыша медики и соцработники отказаться не вправе, - рассказали "Росбалту" сотрудники одного из детдомов. - Вот матери-гастарбайтеры так и поступают: рожают у нас, пишут временный отказ от ребенка, всеми правдами и неправдами сплавляют его на гособеспечение, а сами продолжают зарабатывать. В лучшем случае, заработав, забирают чадо и увозят на родину. Второй вариант - малыши остаются сиротами, но со временем получают гражданство РФ".
До 2010 года беременность и роды для мигранток были абсолютно бесплатными. Более того: различные правозащитные организации всячески помогали молодым мамашам и с оформлением документов, и с обустройством. Сейчас не имеющей российский медицинский полис беременной иностранке у нас ничего, кроме бесплатных родов, не "светит". Поэтому и приходится женщинам либо убивать своих детей, либо бросать в России.
По данным Департамента семейной и молодежной политики Москвы, за первую половину 2010 года в учреждениях здравоохранения Москвы оставлено 243 ребенка, из них 92 - это дети граждан СНГ. Это треть от общего числа брошенных детей. По мнению экспертов, реальная картина еще хуже - часто мамаши так быстро сбегают из роддома, что даже не успевают сообщить, гражданками какой страны являются. При этом, согласно исследованию, почти треть мигрантов планируют родить ребенка и остаться жить в России.