Jun 10, 2012 21:42
Вопрос: В чем заключаются законы здоровья?
Ответ: Здоровье - это норма, а все, что ведет к норме, способствует и здоровью. Античные философы определяют здоровье как естественное состояние человека, а в острых и хронических болезнях видят следствие невежества и неумеренности. Здоровье - это не только телесная цельность, но и гармония внутренней жизни, отраженная в физическом организме. Причины большинства телесных недугов восходят к неправильному мышлению и неуправляемым эмоциям. Неверно было бы, впрочем, утверждать, будто здоровье можно обрести путем запретов и подавления. Правильнее сказать, что здоровья можно добиться разумной направленностью жизни, при которой ее энергии поступают в каналы надлежащего, конструктивного самовыражения.
Любой нормальный человек желает выразить себя; жизнь каждого из нас полна потаенных надежд и стремлений. Выбрать конструктивную и достойную цель, жить согласно этой цели, посвятить свое существование и мысли свершениям означает
обрести счастье - а ему чаще всего сопутствует и телесное здоровье. Человек без цели в жизни сам вызывает у себя болезни. Люди, которых подгоняет недостойное тщеславие, болеют от лживости своих целей, а те, чьи жизненные принципы не соответствуют их уровню развития, губят себя неадекватными чувствами и мыслями. Несколько простых правил помогут метафизику жить по стандартам, которые он сам признает надлежащими и последовательными:
1. Поддерживайте нормальное состояние тела, соблюдая основополагающие законы здоровья: гигиена, физические упражнения, свежий воздух и здоровая окружающая среда.
2. Сохраняйте нормальные функции организма посредством разумного питания; особое внимание уделяйте проблемам экскреции.
3. Поддерживайте нормальные отношения с внешним миром и другими людьми. Если у вас нет возможности жить там, где хотелось бы, и среди тех, с кем вы предпочли бы общаться, следует быть выше естественной склонности к разочарованности и добиваться безмятежности в любых обстоятельствах и среди тех людей, которые вас окружают.
4. Прилагайте все усилия к тому, чтобы очистить и облагородить свои эмоции и чувства. Если вы хотите сохранить здоровье, следует находить иное направление для чувств печали, ненависти, ревности, зависти, жалости к себе и всех болезненных, истерических эмоций. Нашим душевным переживаниям обычно можно найти конструктивные и естественные формы выражения - прежде всего эстетические, посредством какоголибо искусства либо энергичного созидательного труда.
5. Укрощайте умеренностью и иррациональные формы мышления. Жизнь среди несбыточных мечтаний, самооправданий или уныния не сулит никаких надежд на будущее. Тревоги, сожаления и мрачные предположения
Здоровье и законы физической жизни
сами собой приносят именно ожидаемые результаты - разумеется, за счет здоровья.
6. Комплексы и навязчивые мысли, всплывающие из подсознания, тоже нужно осмыслять и преодолевать. Нередко приходится избавляться от привычных действий, которые в силу давнего срока происходят как бы сами собой. Почти каждый человек всю жизнь подчиняется определенным формам раздражительности, которые называют его темпераментом и которые, как считается, невозможно изменить. Однако изменить можно все, просто это может потребовать значительных и долговременных усилий. Человек, желающий чувствовать себя хорошо, должен покорить те наклонности, которые подрывают его здоровье.
7. Здоровье -■ вот что остается, когда человек избавляется от своих вредных привычек путем разумного приложения усилий. Человек не может сделать себя здоровым, насильственно перенестись к некоему состоянию телесного благополучия. Здоровье - одно из следствий мудрости, и потому понастоящему здоров только мудрый.
Вопрос: Что вы посоветуете в отношении питания?
Ответ: Жизнь показывает, что крайности в отношении пищи чаще приносят не здоровье, а расстройство пищеварения. Мудрый и уравновешенный подход описывается несколькими простыми правилами:
1. Питайтесь умеренно. Помните, что большинство видов пищи усваиваются только в разумных количествах и объемы съедаемой пищи вызывают проблемы намного чаще, чем какие-либо конкретные виды продуктов питания.
2. Питайтесь в соответствии с характером своей деятельности, то есть старайтесь подбирать продукты, обеспечивающие те виды энергии, которые наиболее необходимы в вашей деятельности или профессии.
3. Питание должно быть в меру разнообразным; тем не менее не следует соединять в одной трапезе несовместимые продукты.
4. Если вы не страдаете какой-либо хронической болезнью, которая может обостряться от определенных продуктов, питайтесь тем, что любите, - разумеется, в меру. Скудная пища или неаппетитные ее сочетания редко приносят пользу.
5. Старайтесь питаться регулярно. Если вы не удовлетворены своим нынешним режимом питания, попробуйте питаться чаще, но понемногу. Травоядные животные, например, постоянно щипают зелень - и если это приносит довольство коровам, то может принести самое неожиданное благо и человеку. Этот совет особенно полезен для людей с плохим аппетитом и склонностью к анемии.
6. Привлекательность пищи и обстановка трапез не менее важны, чем качество продуктов. Правильное пищеварение требует, чтобы организм испытывал приятное предвкушение: наше зрение управляет желудочными соками.
7. Чаще всего самыми здоровыми и приятными на вкус (при нормальном аппетите) являются простые и не очень приправленные продукты. В современном мире есть тенденция усложнять кухню. Большое разнообразие блюд повышает нагрузку на пищеварительные органы. Один из древних законов здоровья заключался в том, что человек, живущий в обществе, должен питаться тем, чем принято в этом обществе, и варьировать свое меню в зависимости от времени года, то есть питаться продуктами, естественными для календарного периода. Это помогает телу приспосабливаться к внешним условиям, климату и температурам.
8. Сейчас много говорят о пользе возвращения к натуральным продуктам, однако следует помнить, что человек
уже много тысяч лет назад перестал употреблять в пищу немытый шпинат и сырое мясо. По этой причине резкий переход от пищи, основанной на обработанных продуктах, к «здоровому питанию» периода плиоцена часто приводит к большим неприятностям. Тело приспосабливается медленно, оно уже привыкло к своему, особому питанию и потому противится попыткам изменить его функции. Подобные переходы следует проводить постепенно и осмотрительно.
9. В целом философы не относятся к той категории сосредоточенных на питании людей, которые постоянно тревожатся о калориях, углеводах и так далее. Философ сознает, что развитому человеку не пристало вечно думать о своем желудке и тратить годы мыслительной деятельности на такие простые процессы, как питание. Подберите простой, разумный и приятный режим питания - и пусть разум занимается более серьезными и насущными проблемами.
10. Говорят, что вилкой человек копает себе могилу. Если так, то в равной мере справедливо будет сказать, что большинство людей раньше срока загоняют себя в гроб своими волнениями, страхами и навязчивым беспокойством, поскольку терзаются малозначащими и суетными проблемами.
Религиозные институты издавна считали питание важной стороной духовной культуры. Системы питания, рекомендуемые различными организациями такого рода, во многом разнятся, однако чаще всего опираются на одни и те же главные принципы. Все религиозные и философские школы предостерегали от переедания как худшего из зол, связанных с питанием. Обильная еда, сложные и слишком разнообразные блюда заслужили всеобщее порицание. Пифагорейцы - а последователи этой школы славились крепким здоровьем и долголетием - призывали к умеренности и простоте. Как считается, сам Пифагор в столетнем возрасте был силен и вынослив, словно двадцатилетний юноша. Аполлоний Тианский, последователь пифагорейских дисциплин, в возрасте 100 лет пребывал в расцвете телесных и умственных сил.
В современных условиях разумный подход к этому вопросу сводится к искоренению порока чрезмерности, но с одним исключением: режим питания для людей с философскими наклонностями не следует навязывать детям, которым для роста нужно намного больше пищи, чем взрослым людям. Переедание особенно вредно во второй половине жизни. Наукой доказано, что при легком голоде тело живет дольше, чем в сытости. Мудрый подход заключается в том, чтобы определить тот минимум, при котором тело чувствует себя лучше всего, и придерживаться этого режима питания.
Что касается состава питания, то в этом мнения не так единодушны. У различных рас были продукты питания, которые считались обязательными, однако и в этом отношении повсеместно считалось, что лучше избегать пищи, проходящей длительные процессы переработки и приготовления. Большинство религиозных режимов питания основано на высокоэнергетических продуктах с низким содержанием крахмала. Пифагор рекомендовал злаковые продукты, сыр, фрукты и овощи, растущие над почвой; кроме того, он, судя по всему, не осуждал употребление мяса. С другой стороны, он советовал судьям на протяжении суток перед вынесением судебных решений воздерживаться от употребления в пищу мяса, ради ясности мышления.
Итак, в самом обобщенном смысле полезно умеренное, хорошо сбалансированное питание, основанное на естественных продуктах. Тем не менее не следует проводить резких изменений в привычном режиме питания без предварительной консультации с опытным диетологом. При планировании режима питания всегда следует учитывать индивидуальные особенности организма, свойственные почти каждому человеку, живущему в особой социальной среде. В наиболее философических сектах изнурительные посты вовсе не поощрялись, тем более что истовые фанатики подчас доводили себя до голодной смерти. Если количество пищи, необходимое для обеспечения тела, рассчитывается правильно, для очищения организма совершенно не нужен пост.
Некоторые давние школы учили тому, что ясности мыслей способствует воздержание от пищи в течение одного дня в неделю и нормальное питание во все остальные дни недели. Мусульманский пост перед праздником Рамадан был учрежден как физическая помощь духовной жизни и объясняется довольно несдержанными привычками исламского мира в отношении пищи. От пороков души нет панацеи в области питания. Никому не попасть в рай благодаря одной лишь правильной диете. Наиболее действенное функционирование человеческого существа требует надлежащего «топлива» для его физического «двигателя».
В целом было замечено, что если человек, интересующийся метафизическими вопросами, придерживается умеренности в еде, то постепенно начинает проявляться закон естественного отбора. Тот, кто занят напряженным умственным трудом, естественным образом противится вялости, которую вызывает чрезмерное потребление грубой пищи с низкими вибрациями. Режим питания должен корректироваться в согласии с образом жизни и внутренними наклонностями разума. Порой встречаются люди, которые мнят себя весьма утонченными метафизиками, но в то же время сражаются с демоном обжорства. Факты же свидетельствуют о том, что у того, кто занимается сложными метафизическими проблемами, такой проблемы просто не может возникнуть. Его режим питания определяется не аппетитом, а теми химическими процессами, которые задает организму философия.
Не настраивайте себя против пищи, которая, по вашему мнению, несовместна с философией. Намного правильнее совершенствоваться в философии - и тогда вы заметите, что естественный отбор сам собой подталкивает вас к наиболее полезной пище. К сожалению, в жизни обыкновенного
человека действие закона естественного отбора осложняется искусственностью условий его существования. По мудрому наблюдению Сократа, «умеренность - краеугольный камень добродетелей». Наконец, не следует забывать и мудрые слова Учителя из Назарета: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мат. 15: 11).
Вопрос: Рекомендуете ли вы голодание как средство духовного развития?
Ответ: По мнению Г. Уэллса, одной из трех величайших личностей в человеческой истории был Будда Гаутама. По этой причине опыт Будды в отношении поста будет интересен и важен для всех приверженцев философии. Отправившись на поиски просветления, Будда начал с распространенной в его эпоху брах манической дисциплины и предался суровому умерщвлению плоти. Ради очищения души он соблюдал строжайшие посты и в конце концов настолько обессилел от голода, что в изнеможении рухнул у края дороги. Долгие годы самопожертвования и мучений ни на йоту не приблизили его к желанному прозрению. Осознав бессмысленность этого подхода, Будда отбросил покаянный путь голодания и начал питаться разумно. Прозрение пришло к нему лишь после того, как он вернул свое физическое тело к здоровому, нормальному состоянию.
Да, пост может способствовать развитию психических сил, поскольку подрывает противодействие тела, однако путь подлинной мудрости пролегает не через спиритуализм, а через нормализацию и совершенствование каждой грани нашего существа. В отношении питания поразительно точна аксиома Сократа: «Умеренность во всем». Норма - это не воздержание, а умеренность. Идея голодной смерти во славу Господа осталась в давней эпохе суеверий. Философ наших дней сознает, что закон жизни осуществляется вовсе не посредством лишений и страданий. Вселенскому замыслу, напротив, содействует здоровье, счастье и благополучие всех созданий.