Гендиректором и главным редактором «Общественного телевидения России» назначен Анатолий Лысенко... (Наверное, это лучшая кандидатура из всех возможных.)
- Анатолий Григорьевич,.. когда приступите к исполнению своих обязанностей?
- Уже приступил, сегодня. Обзваниваю тех, кого хочу видеть в своей команде. Это первый шаг.
- Фамилии назовете?
- Пока нет. Все профессионалы востребованы. Для того чтобы их переманить, мне надо знать, какую я им могу предложить работу, сколько буду за это платить. На дворе сейчас не та эпоха, когда создавали ВГТРК, - тогда ни один человек не задал вопрос о зарплате. Да и скандалы начнутся: почему ты сманиваешь у меня людей...
- Вы сразу согласились на эту должность?
- Когда узнал о возможности назначения долго не верил. Казалось, что это нереально, учитывая мой далеко не маленький возраст, 75 лет. Но решили, что старый конь борозды не испортит. Понадеялись.
- Так все считают, по-моему.
- Кроме коня. Знаете, когда говорят эту поговорку, все «за», только никто не спрашивает коня. И его жену... Ох, если бы я дал сейчас ей трубочку, услышали бы вы комментарий!
- Анатолий Григорьевич, а вы долго думали?
- Нет, мне сегодня позвонили и сказали, что я назначен.
- Общественное телевидение может быть рейтинговым?
- Ни в коем случае. Рейтинг общественного телевидения, а оно является, как раньше называли, общественно-политическим, никогда не побьет рейтинга «новых русских бабок» с голыми ногами. В свое время, по-моему, Мейерхольд сказал, что берегите актера, который на сцене потерял штаны. Невозможно, какая бы тонкая игра ни шла.
Раньше была триада: телевидение должно информировать, воспитывать и развлекать. Сегодня информирование - функция Интернета. От воспитания отказались совсем. Осталось только развлечение. А так как федеральные каналы строятся по принципу среднего зрителя, - они же не могут объявить: те, у кого IQ меньше 70, выключите телевизор, - значит, они работают на всех. Вот мы и получили зрителя, которого сманить от развлекухи, от стрельбы очень трудно.
Канал «Культура» имеет 5-6%. Столько же, наверное, будет иметь и «Общественное телевидение». Значит ли это, что его не надо делать? Нет. Потому что эти 5-6% - тоже часть общества, причем активная его часть. А надеяться, что он перебьет сериалы или развлекуху, - нереально.
- Согласятся ли маститые тележурналисты, люди с именем, идти на канал, у которого заведомо маленькая аудитория?
- Это один из сложнейших вопросов. Но сегодня все больше людей начинают смотреть не канал, а передачу или журналиста. Это разные вещи. Когда журналист завоевывает себе имя, его уже ищут в программе.
- Примерная сетка вещания у вас в голове уже сложилась?
- Только общие представления. Это должна команда сидеть и думать. Телевидение - очень коллективная вещь. Не бывает так, что один в поле воин. За каждым солистом здоровая, классная команда.
- Мультики и сериалы будут?
- Я пока не знаю, сколько у меня будет денег. А сегодня все мультики, между прочим, раскуплены, на год вперед уже заказаны передачи. Это очень тяжело. Я рассчитываю на хорошие отношения с каналами. Надеюсь на помощь Телерадиофонда.
- На нашего военного обозревателя Виктора Баранца, который, кстати, сегодня назначен членом Совета при Общественном телевидении, рассчитываете?
- Конечно. Я с удовольствием читаю его статьи. Мне приятно, что он не оголтелый, и знает, о чем пишет. Я вообще люблю «Комсомолку». Читаю ее где - то с 1948 года. Иногда ругаю, иногда не соглашаюсь, но она мне очень нравится.
- У нас есть и свой телеканал...
- Я знаю, смотрел несколько раз. Я всячески приветствую появление новых интересных телепроектов.
- У вас на канале будет цензура?
- Цензура есть везде. Цензура руководства, цензура зрителя, цензура друзей. Последняя самая страшная - с ней тяжелее всего бороться. С цензурой руководства - все зависит от твоей позиции и от твоего профессионализма. Ее всегда можно обойти. Она довольно ленивая цензура. Думаю, что попытки вмешиваться будут. Попытаемся договориться...
- Кто ваше начальство непосредственное?
- Пока не знаю. Президент утверждает, значит, хозяин - президент, по идее. Но должен быть закон об общественном телевидении, положение о его структуре. В этой борьбе надо иметь своих юристов, которые бы боролись с юристами администрации президента. Это непростая штука, длинная, занудливая, но необходимая. Я уже проходил это в ВГТРК и на ТВЦ.
- То есть опыт уже есть?
- У Сергея Георгиевича Лапина (председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию при кабинете министров СССР - ред.) была очень интересная резолюция. Он иногда писал на документах: «Давайте уклонимся». В общении с начальством всегда нужно уметь уклоняться.
- Анатолий Григорьевич, мы еще раз желаем вам успеха.
- Спасибо. Я надеюсь на сотрудничество с «Комсомолкой». Считаю, что в проекте общественного телевидения газеты должны быть представлены хорошо.
Анатолий Лысенко работает на ТВ с 1959 года. Это он придумал (один и в соавторстве) «Взгляд», «А ну-ка, девушки», «От всей души», «Что, где, когда?», был гендиректором ВГТРК...
Подробнее
http://www.kp.ru/daily/25917/2870656/.
Целиком списка состава совета не нашла, так что из разных сми - Анатолий Лысенко, Олег Табаков, Алексей Немов, Карен Шахназаров, Святослав Бэлза, Дарья Донцова, Александр Проханов, Сергей Минаев, Тимур Кизяков, Владимир Соловьев, Минтимер Шаймиев, Леонид Рошаль, ректор ВГИКа Владимир Малышев, зав.кафедрой МГИМО Юрий Симонов-Вяземский, директор Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Вавилова, худрук театра Владимир Назаров, военный обозреватель Виктор Баранец, председатель Синодального информотдела Русской православной церкви, гл.редактор журнала "Фома" Владимир Легойда, ректор «Российского исламского института» Рафик Мухаметшин, протоиерей Максим Козлов, главред «Религия и СМИ» Александр Щипков, президент детской организации "Лига юных журналистов" Александр Школьник, председатель телекинофорума "Вместе" Геннадий Селезнев, президент "Российской ассоциации героев" Александр Солуянов, президент Общероссийского общественного фонда "Общественное мнение" Александр Ослон.