Агент мирового дизайна
Михаил Трофименков о выставке «Создавая 007. 50 лет стиля Бонда» в Лондоне
... Джеймс Бонд, безусловно, один из символов ХХ века...
Гениальные титры, нарисованные паникующим Морисом Биндером за 15 минут до решающей встречи с продюсерами. Белый смокинг Бонда: в прологе "Голдфингера" (1964) агент 007, стянув гидрокостюм, оказывался в нем - ни складочки, ни морщинки, да еще цветок в петлице. Коралловый пояс Урсулы Андресс из "Доктора Но", кожаная сбруя Грейс Джонс из "Вида на убийство" (1985), оранжевый купальник Хэлли Берри из "Умри, но не сейчас" (2002).
Серебристый Sunbean Alpine Convertible, на котором Шон Коннери героически отрывался от преследующего его катафалка в "Докторе Но": на Aston Martin DB5 Бонд пересел только в "Голдфингере". Реактивный рюкзак, искусственный айсберг с подводной мини-лодкой внутри. Часы со встроенной циркульной пилой и мощным магнитом, отклоняющим пули и расстегивающим молнии на платьях. Сигарета, плюющаяся мини-ракетами. Стреляющая лыжная палка. Макеты подводных, подземных и подледных штабов злодеев, одержимых бредом мирового господства.
Но, если вдуматься, на выставке хватило бы одного-единственного экспоната - самого Бонда. Ведь он тоже дизайнерский объект. Вещь сугубо декоративная, столь же прекрасная, сколь и бесполезная. Как, например, британская монархия.
Кстати, в связи с этим теряют всякий смысл разговоры о "сексуальном фашизме" Бонда. Смешно обвинять вещь в том, что она обращается с женщинами, как с вещами.
Не противоречит ли такое представлению о Бонде как оружии холодной психологической войны? Отнюдь нет. На удивление, кинематограф в самые ожесточенные периоды противостояния Востока и Запада, будь то 1930-е или 1950-е годы, не породил ни одного суперагента не то что уровня Бонда, а хотя бы выходящего за рамки "категории Б". Кроме историков кино никто не помнит мистера Мото, Святого или Гориллу - контрразведчика, сыгранного в конце 1950-х Лино Вентурой.
Только в 1962 году на экране появляется Бонд. Причем появляется не где-нибудь, а в Великобритании. То есть в стране, покинувшей передовые позиции в глобальном противостоянии, очутившейся на подхвате у Соединенных Штатов. В стране, еще вчера правившей морями, а ныне лишившейся своих последних колоний.
История любит пошутить. 5 октября 1962 года - премьера "Доктора Но": Бонд спасает мир от маньяка, окопавшегося на карибском островке. Гений зла из террористической организации СПЕКТР установил на Краб-Ки лазерную пушку, чтобы сбивать американские ракеты, стартующие с мыса Канаверал. Что характерно, резидент ЦРУ на Ямайке Феликс Лейтер в фильме на побегушках у Бонда. А 14 октября американский самолет-разведчик обнаруживает около кубинской деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности. Начинается тяжелейший Карибский кризис: США и СССР бряцают оружием, ядерная война становится или по меньшей мере кажется миру как никогда близкой. Излишне уточнять, что в этом противостоянии номер Великобритании - десятый: она не более чем база для американских ракет.
А на экране Бонд - весь в белом - требует водку-мартини: mix, not shake. В суровом мировом контексте - не смешно ли?
Проще всего сказать, что бондианой Великобритания компенсировала горечь утраты мирового господства. Ну да, и это тоже, но не только. Бонд как дизайнерский объект мог появиться не раньше начала 1960-х просто потому, что именно к этому моменту дизайнерское сознание овладело миром. Дизайном стало все: от секса до наркотиков, от фильмов до политических манифестов, от культурной революции до парижского мая 1968 года, от рок-н-ролла до образа жизни интеллектуалов.
Недаром приспособления, которыми щедро снабжает Бонда оружейник Q, принято называть гаджетами, то есть фактически остроумными игрушками, а не, скажем, девайсами, то есть полезными штучками. Бонд, по чьему-то точному определению, это парень, который первую половину фильма пытается куда-то проникнуть, а вторую половину - оттуда выбраться: чем не родной брат комиссара Жюва из фильмов о Фантомасе. Гаджеты нужны ему, как правило, чтобы избавиться от преследователей: величайший шпион всех времен и народов больше убегает, чем преследует.
Наверное, в этом и заключен секрет его бессмертного обаяния.
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/1968564Видео
http://www.ntv.ru/novosti/310481/.
И светская хроника - из Михайловского замка
Софи Лорен, Кевин Костнер, Орнелла Мути, Хосе Каррерас, Энди Макдауэлл, Изабель Аджани… не приехали на благотворительный аукцион фонда "Федерация", который закончился в Михайловском замке поздней ночью с четверга на пятницу.
Но ценой героических усилий со стороны аукциониста Андрея Малахова, пожертвовавшего для пользы дела собственной бабочкой в горошек, от продажи 11 лотов благотворителям удалось насобирать для больных детей 75 тыс. долларов. Правила торгов таковы, заверили "Фонтанку" представители фонда "Федерация", что ни копеечки, ни центика не уйдёт на сторону. Вся набранная гигантская сумма - больным детям.
Гости съезжались на бал по Замковой улице, которую всю, от Фонтанки до Садовой, ради такого случая для простых смертных перекрыли на весь вечер. Впрочем, что это мы - о простых смертных? ... Итак, гости съезжались на бал.
Голоногие дамы и дамы в босоножках поверх колготок поводили плечиками: к вечеру холодало. Кавалеры, многие - по последней моде без носков, вынимали дам из авто и под ручки провожали во двор Михайловского. Там под белым шатром были сервированы столики, а на них скупой слезой переливались холодные помидорки, распластались в салатах креветки с нечищеными хвостами и подёрнулась первой корочкой на ветру копчёная колбаса. В бокалах искрилось шипучее производства Италии.
Столы ломились от яств. Вышколенные официанты, время от времени роняя на клиентов приборы с маркировкой "нерж", едва успевали менять блюда. "Подождите, я ещё не доел!" - просил нерасторопный гость, но официант уже выхватывал у него тарелку с остатками пищи, церемонно прося прощения: "Я дико извиняюсь, но нам поручено собрать посуду".
Темнело, гости начали зябнуть, и заботливые организаторы вынесли белоснежные пледы с неоторванными этикетками "Икеи". Эти пледы будто специально были подобраны к дамским туалетам, украшенным стеклярусом.
Словом, всё было непросто. И недорого. Столы сервировала известная своим высоким профессионализмом и неизменными стандартами качества компания "Конкорд".
Чтобы гости не скучали, в перерывах между торгами их развлекали звёзды. Преимущественно иностранные.
- Как ты думаешь, почему наших не пригласили? - спросила одна дама за столиком своего спутника.
- Да наши, небось, бабок много берут, а эти на благотворительность бесплатно едут! - осклабился спутник, дожёвывая говяжий медальон.
Российскую культурную элиту представляла сильно помолодевшая группа "Земляне" с нестареющей песней об иллюминаторе.
Да и сам аукцион был на уровне. "Кисонька моя, иди к первым столикам, там сидят богатые мужчины, - теряя терпение, взывал аукционист Андрей Малахов к двум растерянным тонконогим девушкам, которые должны были стимулировать потенциальных благотворителей на покупки. - Кто вас набирал сюда? В консумации никогда не работали?". Вскоре в зале осталась только одна "кисонька" - та, что потонконогее.
Напрасно знаменитый телеведущий рассчитывал на первые столики. Первые столики пустовали наполовину, а за один лишь к концу вечера одиноко подсел невысокий смуглый господин в мягких замшевых туфлях и тонких золотых очках. Он поднял бокал и принялся есть, почти не глядя на сцену. Больше половины мест, предназначенных для "богатых мужчин", так и остались пустыми. Туда усадили журналистов. Журналисты помогли утилизации куриного филе с беконом и салата оливье с капустой. Но они, увы, не покупали золотых запонок с бриллиантами и айпадов с автографами.
В афишах фонда "Федерация", развёрнутых над главными транспортными артериями Петербурга, были названы звёзды - участники предстоящих торгов. Звёзды почему-то не приехали, но прислали на торги вещицы, милые безделушки из личных коллекций - как свой вклад в дело благотворительности.
Первый лот, кольцо Лиз Митчелл с бриллиантом, резво так ушёл за 5 с половиной тысяч долларов. Учитывая размер камня, это, видимо, ненамного больше его среднерыночной цены. "Смелее, завтра на e-bay вы продадите его за 40 тысяч!" - безуспешно подбадривал благотворителей Андрей Малахов.
"Паркер" с автографом Томаса Андерса! - провозгласил он второй лот. - Практически им он писал все свои хиты!". Ручку купили за 3,5 тыс долларов.
"Часы Philip Stein от Крейга Дэвида!" - объявил Малахов третий лот. И простонал сквозь зубы в зал: "Кисонька! Улыбаемся, берём часы, идём к мужчинам!". И кисонька, спотыкаясь на каблуках, неловко подсовывала коробочку. То ли из сострадания к ней, то ли и вправду нуждался в хронометре, но один из благотворителей купил часы за 6,5 тыс. долларов.
На четвёртом лоте спустился в зал уже сам Андрей Малахов. Продавали бабочку Хосе Каррераса: "Талисман его удачи! Он был в ней на Олимпиаде в Барселоне! - отчаянно рекламировал испанский галстук наш телеведущий. - Эх, жаль, нет тут Кехмана! - воскликнул он, демонстрируя тонкое знание культурной элиты Петербурга. - Или Гергиева! Они бы с руками оторвали!".
Без рук, но "оторвала" бабочку дама постбальзаковского возраста. "Любовь", - краснея, представилась она Малахову. И, протянув ручку для поцелуя, предложила: "Можете у меня визитку взять, чтобы приглашать меня на ваши мероприятия". Дама на аукционе, как стало понятно из её речи, представляла зятя, который "недавно стал очень важным человеком". Для зятя она и купила бабочку за 3 тыс. долларов. За это Малахов, подсев рядышком, пообещал катать её на лодке по Неве весь вечер.
К сожалению для Малахова, даму он явно не покатал, потому что весь вечер у него ушёл на аукцион. Торги шли со скрипом. "Что происходит в Петербурге?!" - недоумевал шоумен, словно подозревая, что попал не в Северную столицу, а в райцентр дальнего Подмосковья. В Москве, чай, целый миллион долларов собрали на таких же торгах! Но сам Малахов в роли аукциониста был безупречен. В одном он точно близок к западным звёздам: как и они, работал для публики честно, на все 100%. Вместе с ним торги вела патронесса (так было сказано в анонсах) фонда "Федерация" Елена Север. Но красавица, скорее, декорировала сцену, доверив партнёру остальную работу.
Пятым номером объявили запонки Омара Шерифа в форме лошадиных голов. Инкрустированные, между прочим, бриллиантами. "Их артист выиграл в казино в Монако в тот день, когда бросил курить!" - анонсировали лот ведущие. Стартовая цена на запонки, полученные Шерифом "на халяву", была 2 тыс. долларов. Не без труда, но до трёх с половиной поднялись.
Дальше шла гитара Кевина Костнера с его автографом. Высокую стартовую цену в 5 тыс. ведущие объяснили так: покупатель гитары сможет спеть под неё все песни из "Телохранителя". И осёкся, видимо, вспомнил, что телохранитель в фильме как раз не пел.
Гитару взял в руки импозантный господин за первым столиком, в начале вечера представленный как глава компании-спонсора. Ловко перебирая пальцами по грифу, сыграл гамму. "Я - со всем уважением к Кевину Костнеру, но у меня дома гитара не хуже", - зачем-то испортил он торги. Гитару удалось сбыть за 6 тыс.
За ней шёл айпад. Предоставленный американской поп-дивой Полой Абдул. Стартовая цена - 2 тыс. долларов. "В магазине такой стоит 13 тысяч!" - звенел со сцены Малахов, показывая на автограф звезды. Но ни обитатели первых столиков, ни галёрка не способны были правильно оценить этот росчерк. И тогда за дело взялась сама Пола.
Без всяких фанаберий - учитесь, "кисоньки"! - звезда спустилась со сцены и пошла танцевать с планшетом в руках между столиков. Подвыпившие благотворители тянули к ней руки, она, невысокая и худенькая, ловко уворачивалась, не переставая улыбаться на все 32 великолепных зуба. Цена стала расти: три тысячи, пять, десять!.. Немолодой господин нетрезво прокричал: "Одиннадцать!" - и обхватил звезду пониже талии. Подоспевший Малахов жёстко отстранил его, процедив: "Pay first!". Неизвестно, понял ли его развязный богач, но Пола благодарно посмотрела на русского коллегу. И дальше пошла плясать, как ни в чём не бывало. Её айпад купили за 12 тысяч.
Две картины, которые дети вышили шёлком, а звёзды на них поставили автографы, были проданы потом за 2500 долларов. Подстёгивая торги, Малахов пообещал: "Готов приложить свою бабочку от Тома Форда, если автографов знаменитостей вам недостаточно!". И потом собственноручно повязывал галстук тому самому господину, которого только что прогонял от Полы Абдул. Господин, как выяснилось, не обиделся.
Дальше удалось продать кольцо Изабель Аджани - белое золото с гигантским топазом - за 11 тыс. долларов, два билета в Лондон на концерт группы Simple Mindes с посещением ресторана - за 11,5. Последний лот выставила сама мадам Север - бриллиантовый кулон, причём объявила, что в дизайне принимала участие Софи Лорен. На рекорде в 15,5 за кулон имени Софи Лорен торги с облегчением завершили.
В общей сложности собрали 75 тыс. долларов. Для двух детских больниц, главврачи которых в надежде на щедрость благотворителей составили списки - что им необходимо: аппараты ИВЛ, медицинская мебель, приборы для ранней диагностики новорождённых, электрозвуковой детектор, энцефалограф… Судя по тому аттракциону неслыханной щедрости, которому свидетелем была "Фонтанка", доктора не скоро это всё получат.
Зато выяснилось, что скандал полуторагодичной давности не прошёл для фонда "Федерация" даром: устроители сообщили "Фонтанке", что на этот раз, чтобы избежать упрёков, разработали новую тактику сбора денег. Утверждают, что деньги не поступают на счёт фонда, жертвователи просто подписывают обязательство, что стоимость выкупленного лота переведут конкретному медучреждению.
"Фонтанке", к сожалению, на месте не удалось выяснить имена всех, кто купил изделия из коллекций звёзд, на аукционе благотворители выступали под номерами столиков: "Многие не хотят себя афишировать", - объяснил один из организаторов. Но больницы нам известны. Остаётся поинтересоваться через недельку, как там у них теперь с энцефалографами.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"
Текст отсюда
http://www.fontanka.ru/2012/07/06/093/.
фото
http://www.fontanka.ru/2012/07/06/093/fotoreport.html#/?3http://www.fontanka.ru/2012/07/06/093/fotoreport.html#/?5 Все сми: Сокуров громко хлопнул дверью, уйдя с совместного заседания общественного совета "Ленфильма" и чиновников из министерства культуры. Вслед за ним заседание покинули еще четыре человека.