Вспоминая Леонида Филатова

Apr 17, 2012 21:35



Александр Филиппенко:
- Театр на Таганке в 70-х годах прошлого века был на пике популярности. За билеты на спектакль «Гамлет» можно было получить всякие недоступные в ту пору вещи, в частности, иностранные фильмы. Дирекция давала нам билеты на спектакль, местком заказывал автобус, мы брали с собой бутерброды и отправлялись на весь выходной день за 50 километров от Москвы, в Белые Столбы, в Госфильмофонд. Леня Филатов был фанатом и главным организатором этих экскурсий.
...Помимо того, что Леня любил театр, кинематограф, поэзию и литературу, человечество в целом, он еще невообразимо любил собак. Вечно подбирал на улицах щенков и к кому-то их пристраивал. Однажды он поведал нам такую историю. 
Был холодный зимний вечер. Леонид Алексеевич, закутавшись в свою коротенькую дубленочку, мелкими перебежками торопился со спектакля домой. Слава Богу, жил недалеко от театра. Уже вбегал в свой двор, как его внимание привлекла маленькая собачка - не то пуделек, не то болонка. Собачка, дрожа и поджавши хвостик, ходила по заледеневшему двору. У Лени сердце защемило от этого зрелища. Он героически размотал свой шарф и, схватив собачку, обернул несчастную, засунул к себе за пазуху и помчался домой. Но тут из соседнего подъезда выбежал злобный мужик с криками: «Стой! Сволочь! Отдай собачку!» Это был хозяин собаки, который выпустил своего питомца на улицу, а сам, чтобы не мерзнуть, грелся в подъезде. Трудно было Лене объяснить свои благие намерения, хозяин так ему и не поверил и, отобрав собачку, чертыхаясь, ушел, пообещав более крутые меры «перекупщику с птичьего рынка».


Александр Пороховщиков:
- Леонид Филатов - яркая индивидуальность, замечательный человек, умница, с хорошим чувством юмора. А наличие юмора говорит о глубоком уме. Он замечательный литератор, его произведения совершенно изумительные. Как актер больше проявил себя в кино, в театре это было не так заметно. Видимо, кино его больше увлекало. Когда мы были в Колумбии и снимались в фильме Сергея Соловьева «Избранные», довольно много общались. И в театре я с ним работал. Он умел радоваться успехам других актеров. Если у кого-то что-то получалось хорошо, Леня воспринимал это как собственный успех. Сложности есть у всех, но Леня свои никогда не показывал. Я ни разу не слышал, чтобы он жаловался. При встрече всегда восклицал: «Сашенька! Шурочка! Как ты?» Был по-детски немножко эпатажным, ходил с вечно засученными рукавами. Рад, что мне довелось работать с таким замечательным человеком и прекрасным актером. Наверняка, у Лени были завистники, но я никогда не видел, чтобы это проявлялось открыто. Конечно, и Лене Филатову, и Володе Высоцкому завидовали, но талантливый человек изначально обречен на зависть.
...Однажды я понял, что Филатов движется к обрыву жизненному. Я приехал на съемки в Колумбию последним, вся группа была уже там. В Боготе мы остановились в отеле «Америка», и когда я зашел в номер Лени, он сидел на полу, а кругом штук шесть маленьких чашечек из-под кофе. Тут же стояла пепельница, полная окурков, а Леня был в каком-то состоянии странном. Я спросил: «Что с тобой?» - «Ничего, Шура, пройдет. Кофейку, кофейку надо!» Курил без конца и кофе пил, а подобное сочетание - просто ужас для организма. Ведь он всегда худеньким был, не могу сказать, что обладал гигантским здоровьем. Когда я попробовал Ленин кофе, у меня чуть сердце не разорвалось. Кофе был колумбийский, невероятно крепкий. Тогда почему-то я подумал, что Леня не на верном пути. Так, к сожалению, и произошло, он просто себя подорвал. Слишком много работал, буквально сгорал. Ленька без остатка отдавался своей профессии, а такие люди мало живут, к сожалению. У него внутри происходили сложные процессы художника, которые его мучили, не оставляли в покое. Он себя просто истязал.

Лев Дуров:
- Я был в прекрасных отношениях с Театром на Таганке, дружил с Высоцким, Филатовым, другими ребятами, очень любил их и уважал. Мне было известно, что Леня пишет грандиозные эпиграммы и на поэтов, и на своих коллег-артистов. Он был одним из лучших эпиграммистов. Позже встретился с Леней в двух картинах. В фильме «Успех» он играл главную роль. Лента хорошая, но во многом она зависела от Лени Филатова и Алисы Фрейндлих. Они сыграли просто блистательно. А следующая наша совместная картина называлась «Великий человек». Работать с Леней мне безумно нравилось.
Когда Леня болел, я часто бывал у него дома. Уговаривал его не курить, а он, прикуривая одну сигарету от другой, говорил: «Ну вы мне тогда вообще все запретите!» Ни в какую не хотел бросать. Он был человеком упрямым, но очень остроумным. У Лени был такой прикол, назывался «пальцетык». Подойдет, пальцем ткнет под ребра и говорит: «Дуров, это такая проверка - пальцетык!» Было это совершенно глупо, но невероятно смешно. Это его любимый жест, причем, кажется, только по отношению ко мне.
Вообще, Леня был серьезный. И когда в периоды съемок доводилось с ним сидеть, болтать, я понимал, какой это глубокий человек. Остро разбирался во всем, многое знал. Ну, Таганка! Артисты же дружили с крупнейшими учеными, писателями, у них был очень широкий круг замечательных людей: Капица, Флеров, Алферов, Вознесенский, Белла Ахмадулина… Рядом с таким человеком, как Леонид Филатов, плохим быть невозможно. Плохие люди рядом с ним начинали чувствовать себя, мягко говоря, неудобно. Уход Леонида Филатова для театра и для кино очень большая потеря.
По-моему, до съемок в «Экипаже» он был в списке отрицательных героев, находился под запретом для кино, ведь сумасшедшая советская власть в этом отношении могла погубить кого угодно. И только настойчивость Александра Митты вывела Леонида Филатова на экран. Леня и сам оказался замечателен как кинорежиссер. Его картина «Сукины дети» авторская. Он досконально знал то, о чем снимал, ведь сам из этого клана. Мне фильм очень понравился. Картина достаточно острая, но правдивая.
Леня героически вынес все болячки, которые на него обрушились совершенно незаслуженно. Они, к сожалению, не щадят никого... Мы с Володей Качаном приезжали к нему, сидели, беседовали с ним...

Сергей Соловьев:
- В какой-то период времени мы с Леней были очень близки. Помню, что мы постоянно ржали буквально до колик, причем непонятно по какому поводу. Умирали от хохота. Смотрели друг на друга и смеялись. Потом Леня Филатов и Коля Губенко уговорили меня поставить спектакль «Чайка» в театре «Содружество актеров Таганки», и я согласился. Они серьезно все определили: «Значит, старик, приходи завтра к одиннадцати, будешь рассказывать труппе суть и прелесть этого спектакля». Я до этого никогда ничего труппам не рассказывал. Пришел и говорю: «Ребята! Вчера я перечитал «Чайку». И знаете, что мне пришло в голову? Ее нужно играть… без антракта. Разом. Как в кино. Вышли, сыграли и ушли». Пауза возникла совершенно жуткая. Я спрашиваю: «Ну, как вам эта идея?» Все молчат. Обращаюсь к Филатову: «Леня, ну ты же меня сюда звал. Не молчи, скажи что-нибудь». Он говорит: «Идея хорошая… Только тут очень важно, чтобы зритель… не обосрался». Это была вершина теоретической мысли, которую я слышал от Лени. И нынче страшно, потому что все эти годы мне очень не хватает теоретического гения Лени в области искусствоведения.
Дальше мы стали репетировать «Чайку», Леня играл Тригорина. Играл грандиозно! Хотя он не любил Чехова, Антон Павлович его раздражал. Тем не менее Леня по-товарищески согласился и великолепно играл. Он сидел в лодке, объяснялся с Ниной, кругом настоящая вода, и я говорю ему: «Леня, давай лезь в воду». И он берет руками свою ногу и перетаскивает ее через борт лодки. Я сделал замечание: «Леня, ты эту красочку убери на фиг! Тригорин не такой уж и старый, он еще крепкий, мощный мужик, который сто лет проживет. Именно поэтому на него так бабы кидаются». На что Леня, стоя почти по колено в воде, сказал: «Тригорин, может, и крепкий, а у меня чудовищно болит нога, и я по-другому не могу вытащить ее из лодки». Я возмутился: «Ты что, Леня, офигел? Почему это ты не можешь ногу вытащить?!» На что он сказал: «Да. Я офигел, но ногу вытащить не могу…» И вот с этого момента начался весь кошмар последних лет его жизни. Это пришло совершенно неожиданно, потому что Леня был здоровый, веселый человек, рассчитанный на сто пятьдесят лет жизни. Но вот в один момент он вдруг «офигел» и не смог вытащить ногу из лодки.

Отсюда http://fakty.ua/145033-aleksandr-filippenko-filatov-vechno-podbiral-na-ulicah-cshenkov.

Искала кадр из "Избранных", но так и не нашла, а все время попадался Леонид Филатов, в разных подборках, вот этот самый портрет, как мистика какая-то, а потом набрела на воспоминания о нем, решила поделиться.
Портрет уж больно хорош. И истории тоже.

Колумбия, театр, Митта, Леонид Филатов, Лев Дуров, ТВ, Соловьев, Пороховщиков, "Чайка", кино, кошки-собаки, Таганка

Previous post Next post
Up