Ст.Рассадин (1935-2012)

Mar 20, 2012 19:50

Критик, литературовед, интеллигентный человек, он - из лучших в поколении 60-х, кто уцелел, не девальвировался, не врал и не суетился.
Светлая память.

У меня последняя ассоциация с ним - Михаил Козаков. Он прорвался к нему звонком и первым забил тревогу. Он хотел ему помочь. Они были близкими друзьями, Козаков был старше его всего на полгода и ушел меньше года назад.
Разыскала отзыв Мих.Козакова на книжку Ст.Рассадина, думаю, это правильный контекст. Понятие "контекста" было важным для обоих. Страстны и пристрастны в искусстве и жизни были оба.

Михаил КОЗАКОВ:   "Книга страстная и пристрастная"    (О "Книге прощаний" Станислава Рассадина) 


Об этой книге писать адски трудно и поразительно легко. Трудно - так как в книге автором предъявлен гамбургский счет всему и всем. Прежде всего - себе самому. Мне - читателю, и даже автору "Гамбургского счета" Шкловскому. Последний вспомнился не только по естественной ассоциации с названием его давней книги "Гамбургский счет", но еще и потому, что о Викторе Борисовиче Шкловском есть в книге Рассадина. О ком там только нет! Даже о вашем покорном, что несколько затрудняет мне право восторгаться автором и книгой. А впрочем, наплевать мне на все эти "кукушка петуха", "петух кукушку". Право, дело не во мне в этой книге. Мне даже показалось, что и главка обо мне не так уж обязательна в этом многопудовом по тяжести и многомерности ассоциаций и смыслов фолианте Рассадина. Фолиант всего-то в двадцать два печатных листа. Говоря понятнее, книга не толстая. По формату удобная для чтения, хорошо изданная мемуарная книга, да еще с фотографиями близких и друзей автора. Мало ли нынче таких. Мало! Честно: такой второй нет.

Сказав "фолиант", я не оговорился и не преувеличил. Я люблю и читаю современную мемуарную литературу. Она сегодня много интереснее всякой иной. Попадаются отличные книги в этом жанре, написанные людьми разных профессий. Но о литературе, ее творцах такого уровня книг нет и в помине. Впрочем, чему удивляться? Станислав Рассадин - автор 30 книг о литературе. Историк и исследователь, многолетний участник литературного процесса нашего Отечества. Человек пугающей эрудиции, остроумец, полемист, "малолеток и везунчик", как его когда-то называли, - он знал и имел честь дружить с дедом Корнеем (Корнеем Ивановичем Чуковским), Самуилом Яковлевичем Маршаком, не раз беседовал с Надеждой Яковлевной Мандельштам. Рассадин написал книгу об Осипе Мандельштаме тоже. Начинавший свою деятельность в "Юности" и в "Литгазете" вместе с Окуджавой, Рассадин - равноправный друг историка Натана Яковлевича Эйдельмана, а также поэта и переводчика Семена Израилевича Липкина. Кому как не ему написать в почтенном возрасте информативный и интересный мемуар.

Но в том-то вся и штука, что эта книга - очень личная, очень страстная, часто - пристрастная, юморная, грустная, повторюсь: недлинная и хотя бы в силу этого неутомительная, много больше, чем мемуар. Она - фолиант в таком же смысле, что "Курсив мой" Нины Берберовой. И хотя речь в ней о другом времени, и она, в отличие от берберовской, пространственно ограничена СССР, потом Россией и только в ней проживающими персонажами, книга эта производит столь же нокаутирующее воздействие на читателя, по крайней мере на меня. Почему? Ну хотя бы потому, что эта книга - размышление о главном: как достойно прожить жизнь в России. Кому это из писателей и поэтов до конца удалось: найти выход из безвыходного положения. И великим, и нам, малым. Возможно ли это у нас на Родине в принципе? Сохранить честь и достоинство. Быть свободным человеком в вечно несвободной, уродливой и уродующей душу людей стране. И при сознании всего этого быть патриотом, то есть любить ее, окаянную, ужасаться и ненавидеть. И все-таки любить и платить за это немалую цену, не надеясь на взаимность. Словом, этот мемуар томов премногих тяжелей. Я не ставил себе задачей писать рецензию на книгу Рассадина. При всем желании и не сумел бы этого сделать - профессия другая. Но подвигло меня взяться за перо простое, но сильное желание сказать вслух читателям газеты: "Ребята! Прислушайтесь к мнению многоопытного артиста, прочтите книгу моего друга Рассадина. Ей-богу, скажете мне спасибо за совет. А если кому-либо не понравится, обещаю лично вернуть затраченные на книгу деньги. Знаю точно: риск равен нулю".

Станислав Рассадин. Книга прощаний. М.: Текст, 2004.
http://www.izvestia.ru/news/296672



Не знала, что он так тяжело болел последние годы - об этом пишут его коллеги http://www.novayagazeta.ru/news/55168.html.

И еще одна кончина - Марина Салье, 77, внезапный инфаркт в больнице. Марина Салье родилась в Ленинграде в 1934 году, пережила блокаду, в 1957-м окончила Ленинградский университет как геолог-химик. Доктор наук. В политику пришла в 1987-м, была депутатом... http://www.neva24.ru/a/2012/03/21/V_Pskovskoj_oblasti_umerl/, http://www.fontanka.ru/2012/03/21/077/.

книжки, театр, прощание, кино, Мих.Козаков, ТВ

Previous post Next post
Up