Итоги 2011 года для отечественного кино (цифры!!!)

Dec 04, 2011 11:45

http://www.kp.ru/daily/25798/2779759/:
Итоги 2011 года для отечественного кино

В начале декабря работники киноиндустрии подводят итоги. Кинематографический год начинается 1 декабря и заканчивается 30 ноября. Для российского кино год выдался противоречивым. С одной стороны были и громкие фестивальные победы, и фильмы, собравшие в прокате внушительные суммы. Но с другой именно в 2011 доля российских фильмов в прокате упала до 10%. Еще 2 года назад эта цифра была в 2 раза выше.

САМЫЕ КАССОВЫЕ ФИЛЬМЫ
Нынешний кинопрокатный год подтвердил одну незыблемую аксиому - российский зритель из всех отечественных фильмов готов смотреть лишь комедии. Из 10 картин, которым удалось собрать максимальную кассу, 7 фильмов относятся именно к этому жанру.
Исключениями стали «Бой с тенью-3» и «Generation П», но тут все как раз понятно. «Бой с тенью» - завершение самого кассового российского киносериала с массой поклонников, «Generation П» - экранизация одного из самых популярных романов последних десятилетия. Другое дело, что в десятке самых кассовых картин далеко не все фильмы могут называться успешными. Явно на большее рассчитывал Тимур Бекмамбетов, когда увеличивал бюджет и перекраивал сценарий романтической комедии «Выкрутасы» (сборы 12,44 млн дол.) под голливудскую звезду Миллу Йовович. На экранный роман Йовович и Хабенского публика  пошла, но до того, чтобы окупиться в прокате «Выкрутасам» не хватило нескольких миллионов долларов.
Продюсер Ренат Давлетьяров выражал удовлетворение кассой третьей части фильма "Любовь-морковь" (8,45), но явно лукавил. «Любовь-Морковь-3» собрала в 2 раза меньше, чем вторая часть (17,8 млн дол.)...
То же самое с «Самым лучшим фильмом» - сборы каждой следующего фильма оказывались меньше, чем у предыдущего. У третьей части касса ниже психологической отметки 10 млн дол., и лавочку, судя по всему, прикрыли...

Служебный роман. Новое время

Быстро и дешево сняли свой фильм и участники популярной телепередачи «6 кадров». В итоге картина «All Inclusive, или Все включено» стала сенсацией российского проката... - 6 млн дол.
И главные триумфаторы кинопрокатного года: «Елки» (22,8 млн дол.) и «Три богатыря» (19,01 млн дол.). «Елки» закрепили у зрителей условный рефлекс - если приближается Новый год, нужно... бежать в кинотеатр за билетом на новый фильм Тимура Бекмамбетова. Этот рефлекс уже срабатывал, когда выходили «Дневной дозор», «Ирония судьбы-2» и «Черная молния», все получилось и в этот раз. Причем зрителям, кажется, уже неважно, что за фильм предлагает посмотреть Бекмабетов в канун самого любимого праздника россиян.

С «Тремя богатырями» история особая. Предыдущий мультфильм из той же серии - Илья Муромец и Соловей-разбойник» хоть и собрал внушительные 9 млн дол., но вышел в прокат в далеком 2007 году. За четыре года публика, казалось, успела полюбить трехмерную голливудскую анимацию и окончательно охладела к отечественной двухмерной. В итоге случилась сенсация - «Три богатыря» при более скромном бюджете едва не обогнали фильм Бекмамбетова.
Топ-10 российских фильмов 2011
«Елки» - 22,8 млн дол.
«Три богатыря и Шамаханская царица» - 19,01
«Выкрутасы» - 12,44
«Бой с тенью-3» - 12,01 (еще в прокате)
«Служебный роман. Наше время» - 11,82
«Самый лучший фильм 3D» - 9,8
«Любовь-Морковь-3» - 8,45
«Беременный» - 7,37
«All inclusive, или Все включено» - 6,1
«Generation П» - 4,38

ПРОВАЛЫ ГОДА
...и Андрей Кончаловский, и Никита Михалков сняли фильмы, которые претендуют на титул «самый громкий кассовый провал в истории российского кино». У Кончаловского в преддверии прошлого Нового года вышел фильм «Щелкунчик и Крысиный король» - совместное производство нескольких европейских стран с зарубежными артистами в главных ролях. Бюджет «Щелкунчика» составил беспрецедентные 90 млн дол. Сначала фильм вышел в США, где над ним поглумились и критика, и публика. Сборы в Штатах составили смешные 195 тыс. дол.
В России получилось гораздо лучше - 13,8 млн дол. Но убытки своим продюсерам и инвесторам «Щелкунчик» принес грандиозные. Андрей Кончаловский после таких кассовых результатов дал несколько интервью, в которых рассказал о желании на время завязать с режиссурой и отвлечься на выращивание племенных коров для проекта своей жены Юлии Высоцкой «Едим дома». Но затем передумал - он вот-вот приступит к съемкам продолжения фильма «Глянец».
Если бы «Цитадель» Никиты Михалкова собрала в российском прокате ту же сумму, что и «Щелкунчик», провала бы избежать не удалось, но убытки продюсеров стали бы ощутимо меньше. Но зритель «Утомленные солнцем-2. Цитадель» проигнорировал. При бюджете около 25 млн дол. картина собрала 1,52 млн. Для сравнения - фильм «Утомленные солнцем-2. Предстояние», выходивший годом ранее, сумел собрать 7,5 млн дол. Таким образом, общая касса двух частей «Утомленных солнцем-2» составила 9 млн дол. А бюджет - 50 млн.
В отличие от брата Никита Сергеевич об уходе из режиссуры не задумывался. В 2012 он начнет снимать «Солнечный удар» по Бунину. Бюджет вновь исчисляется цифрами с семью нолями.

ФЕСТИВАЛЬНОЕ КИНО ГОДА

Российский артхаус наш зритель в массе своей ненавидит, но на Западе скромные с точки зрения бюджеты авторские фильмы из года в год собирают целый ворох наград. В этом году список побед отечественных фильмов на европейских кинофорумах оказался внушительным.

Первые зрители "Фауста" стоя аплодируют Сокурову
Главная победа - это, конечно, «Золотой лев» «Фауста» Александра Сокурова на Венецианском кинофестивале. Венеция - один из главных фестивалей мира наряду с Каннами, Берлином и Торонто... Успех «Фауста» не стал неожиданным и сыграл положительную роль в улучшении международной репутации нашего кино.

«Елена» Андрея Звягинцева в последний момент попала в конкурс «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля... и получила спецприз жюри и положительные отклики прессы. До российского проката «Елена» добралась в сентябре, и собрала приличные деньги - 646 тыс. дол. Месяц спустя ее с успехом показали в прайм-там на «России-1» - «Елену» посмотрел каждый пятый телезритель страны.

«Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, как и «Фауст» Сокурова, показали в рамках Венецианского кинофестиваля, но в одной из параллельных программ... Основные успехи «Портрета» связаны с небольшими европейскими фестивалями. Картина победила на кинофорумах в Салониках, Рейкьявике, Коттбусе, Варшаве и Лиссабоне, а также взяла приз за лучшую мужскую роль в Стокгольме. Почти каждая из этих наград подразумевает денежную составляющую, так что неуспех в российском прокате (фильм вышел 10 ноября и шел в пустых залах) не повлиял на его окупаемость.

СКАНДАЛ ГОДА

Отказ Владимира Меньшова подписывать итоговый протокол заседания Российского оскаровского комитета стал самым громким кинематографическим конфликтом завершившегося киногода. Напомним, что большинство членов комитета проголосовали за то, чтобы отправить на «Оскар» от России «Цитадель». Но председатель комитета Меньшов, боровшийся за «Елену», раздал массу интервью, в которых нелестно высказался о качестве фильма Михалкова и предложил распустить Российский оскаровский комитет. Сложилась подвешенная ситуация - без подписи Меньшова итог заседания комитета был недействительным. Но юридическую лазейку нашли - оказалось, что достаточно подписи президента Российской киноакадемии Владимира Наумова. Именно «Цитадель» будет бороться за попадание в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке».

Тем не менее, начатый Меньшовым скандал спровоцировал важные изменения. Со следующего года Российский оскаровский комитет, который обвиняли в сильной зависимости от Никиты Михалкова, будет формироваться по новым принципам. Теперь голосовать будут не только близкие к Михалкову кинематографисты, но и его оппоненты. Как это скажется на результатах голосования членов комитета, мы узнаем осенью 2012 года.
Александр НЕЧАЕВ, отсюда http://www.kp.ru/daily/25798/2779759/.

кино, итоги-2011, oscar-12, ТВ

Previous post Next post
Up