Меньшов: Режиссеры сейчас ловят направление ветра

Oct 12, 2011 09:22

В Театре им. Пушкина прошла премьера спектакля «Любовь. Письма». В главных ролях - Владимир Меньшов и Вера Алентова. Режиссер - Юлия Меньшова.
Владимир Меньшов: - Мы с Верой сыграли примерно 300 раз спектакль «Пизанская башня». Поверьте, это мучительно. Едем вместе в театр - говорим о том, как будем играть спектакль, дома - о том, как его сыграли, легли спать - все о том же... Но об этой опасности почему-то я легкомысленно забыл. Репетиции проходили очень нервно, с Юлей мы ссорились бесконечно. Она упрямая, кремень. В ней я узнавал себя, причем не с лучшей стороны. Не хотела уступать мне ни на шаг. Я ей говорил: режиссер должен быть мягче, гибче, Юля, со мной так никто не разговаривал. Наверное, будь это актер со стороны, она бы уступала. А со мной стояла насмерть.
- Своей жене Вере Алентовой вы когда-нибудь писали письма?
- Был период, когда мы писали другу другу ежедневно. Это было требование Веры. Когда мы расставались - я долго работал в Ставрополе, мы писали друг другу письма-отчеты вроде дневников. Они до сих пор хранятся у нас на даче в чемоданах.

Юля Меньшова: - В далеком детстве, когда мне было лет 9, я отдыхала под Астраханью у своей тетки. Там был причал на берегу Волги и двухэтажное здание речного вокзала. Местная детвора прыгала с его крыши. Здорово и дико страшно. Я помню свои ощущения, когда решилась тоже нырнуть и подошла к краю крыши. От поступка отделял лишь шаг, нужно только преодолеть себя и не думать о последствиях. Нынешняя ситуация очень похожа на ту, когда я все-таки прыгнула в Волгу. Я очень давно хотела поставить спектакль, но каждый раз страх побеждал, и я отступала. Сейчас вместе с родителями я попробовала взять эту высоту. Хотя работать с отцом было сложно. Основная профессия Владимира Валентиновича - это режиссура, поэтому он норовил все время порежиссировать. Мы с ним бились как тетерева на току - грудь в грудь.

Родители всегда были ко мне очень строги. И в этот раз сложившийся стереотип наших отношений не изменился. Когда я училась в театральном институте - я его окончила с красным дипломом, и у меня не было ни одной четверки, а по мастерству - одни пятерки с плюсом, - мои родители приходили на мои экзамены и потом по дороге домой они долго и напряженно молчали. И я не выдерживала напряжения: ну как? И тут начиналась буря. Мама говорила, что я - артистка в третьем поколении, а это обязывает... И то, что я делаю на сцене, - это за гранью добра и зла.
Папа был еще категоричнее, он говорил, что в институте меня держат из жалости. И на моем месте он бы забрал документы. На следующий день я покорно тащилась в учебную часть забирать документы. Педагоги крутили пальцем у виска и говорили мне: «Дура, учись дальше и не приводи родителей на показы»... Почти в такой же атмосфере строгости и категоричности мы работали и сейчас.

Вера Алентова: - Наш семейный проект шел трудно. Мы все трое с характером. Особенно когда касается творчества - ни меня, ни Меньшова, ни Юлю с места не сдвинешь. Но никто же не обещал, что будет легко. Отсюда http://kp.ru/daily/25769/2753477/.

Из другого интервью:

В.Меньшов: - На мой взгляд, «чернуха» - это вопрос моды. Реальность тоже достаточно черна, но они не ее отражают в своих фильмах. Молодые ребята говорят друг другу: «На прошлом фестивале имела успех вот такая картина. Абсолютно чернушная. С матом. С грязью и насилием». И давай также снимать. Если говорить о проблеме глубже: это оттого, что сейчас нет яркой индивидуальности, которая заставляет тебя говорить то, что ты хочешь. Как у Твардовского: «О том, что знаю лучше всех на свете, сказать хочу и так, как я хочу». Кинематографисты этого героического принципа не придерживаются. А ловят направление ветра.

... Меня может отвернуть от фильма, прежде всего, политическая составляющая. Если фильм антисоветский, я не буду в нем принимать участие. Это не признак смелости - лягать мертвого льва. А дальше - надо в материал войти. Если будет много мата и насилия, мне тоже будет это мешать.

... я хочу пытаться разобраться в окружающей жизни. Вывести формулу этой жизни. Безумно сложная задача для художника. Довести жизнь до концентрата. Даже если это неторопливая дачная жизнь, как у Чехова.

- Вы не любите, когда ругают Советский Союз. Но ведь вас не выпускали за границу. Коллеги написали на вас донос.
- В теории спора это называется «бабий аргумент», прошу прощения. Просто я научился мыслить и разглядывать. Мне важнее не то, что я не выезжал. А то, что было более справедливое устройство жизни. Оно давало сбои. В моем случае, в том числе. Но беря всю страну, понимаю, что мы сегодня ушли от справедливого устройства. Мне нравится, что мы широко распространились по миру. Ездят немногие, но мы уже привели себя в соответствие с мировыми стандартами. Молодые ребята говорят на языках. И свободно уже вписываются в «цивилизованный» мир. Но во всем этом настораживает, что люди готовят себе посадочные места за границей. И все, что скопили, или украли, или заработали - перевели на Запад. И по пунктам переезжают. Или просто находят теплые места на Лазурном берегу, где можно куковать до смерти. Только это уже не имеет отношения к стране…

Не люблю я кредо, принципы, слова и декларации. Все меняется. И я меняюсь, многое пересматриваю в своей жизни. Стержень внутри есть и можно свести его к десяти заповедям. Можно еще парочку заповедей написать. Надо быть самим собой. Но это слишком опасный лозунг, чтобы распространять его на всех.


Меньшов, театр, кино, сми, ТВ

Previous post Next post
Up