Alexander McQueen. Экспозиция выставки в музее Метрополитен

Aug 13, 2011 09:15

Оригинал взят у sunsandy в Неистовая красота от Александра Маккуина...

В мае этого года  Музей Метрополитен в Нью-Йорке открыл в своих стенах замечательную экспозицию "Alexander McQueen: SAVAGE BEAUTY".




В нескольких залах представлены работы выдающегося британского дизайнера Александра Маккуина (1969-2010), начиная с дипломной коллекции 1992 года в Central Saint Martins до последнего сезона весна/лето 2010, которую демонстрировали уже после трагической смерти модельера, в марте 2010 года. 100 ансамблей и 70 аксессуаров как живое воплощение творческого видения за 19 лет карьеры в мире высокой моды предоставлены архивом Александра Маккуина в Лондоне, домом моды Живанши в Париже, а также частными собраниями.


"Александр Маккуин стал известен благодаря своим экстравагантным и незабываемым показам, которые разворачивались по красивым и драматическим сценариям, подобно великолепно срежиссированному фильму. И представляли собой захватывающее зрелище - смесь авангардных инсталляции и яркой театральной постановки. - Рассказывает куратор Института Костюма Эндрю Балтон. - Его модели стали выходом его эмоций, выражением глубочайших, часто самых тёмных аспектов его воображения. Он был настоящим романтиком, в байроновском понимании - проводником возвышенного и великого."

Название выставки несёт в себе силу и динамику творчества мастера, его неистовый, безудержный и смелый характер. Словосочетание "дикая красота", которое повсеместно встречается в русскоязычных анонсах, по смыслу, к сожалению, не соответствует оригинальной идее. Экспозиционное пространство поделено на семь частей, залов, согласно символичным темам-направлениям коллекций: "Романтический разум", "Романтическая готика", “Кунсткамера”, "Романтический патриотизм", "Романтический экзотика", "Романтический примитивизм" и "Романтический натурализм". Организаторы выставки приложили максимальные усилия, чтобы не только самым наилучшим образом продемонстрировать предметы одежды, но и дать возможность зрителя погрузиться в мистический, загадочный, таинственный мир дизайнера, выйти за пределы обыденности и хотя бы на секунду заглянуть в его душу. Момент сопричастности и вовлеченности является принципиально важным в понимании произведения искусства.

Вход на выставку встречает посетителей музея постановкой из двух манекенов в платьях насыщенного алого цвета и оттенка слоновой кости, которая, по мнение Эндрю Балтона, является знаковой на протяжении всего творческого пути Александра Маккуина.
"Это соседство явных противоположностей - подчеркивает куратор, - яркий контраст, олицетворяющий двойственность, полярность в работе Маккуина, раскрывает его идею вечного противостоянии жизни и смерти, света и тьмы, хищника и жертвы, человека и машины, и наконец, красоты и уродства."

(* Фото- и видеосъемка на выставке были запрещены. Интернет-источники представленных в тексте иллюстраций указаны в конце публикации.
Все снимки увеличиваются.)






Как мне кажется, инновационность подхода британского модельера заключается как раз в том, что он не боялся совмещать, казалось бы несовместимые вещи и явления. В одном из залов выставки приводится высказывание Александра Маккуина о том, что нарушать правила возможно лишь, хорошо зная их. И сам дизайнер прекрасно знал все правила игры, он был необыкновенно всесторонне развитым человеком, как в сфере моды, искусства и истории, так и в качестве выдающегося рукодельника и портного. Всё это помогло ему не только демонстрировать своё мастерство в создании моделей одежды, но использовать моду как мощнейший инструмент для выражения своих самых сложных идей и концепций. Поэтому рассматривая работы, представленные на выставке, стоит воспринимать их шире привычного нам модного формата, это настоящий срез яркой и неистовой человеческой жизни.
Безусловно, это лучший из его показов! Живая очередь вереницей нетерпеливых и взволнованных зрителей растянулась по залам музея от первобытного искусства до импрессионистов. Через каждые полтора часа, переминающихся с ноги на ногу, изнывающих от боли в пятках посетителей группами пропускали в окутанные сумраком и наполненные холодным дыханием помещения выставки. Но даже внутри было не протолкнуться. Нескончаемый человеческий поток, шепот, срывающиеся вздохи и случайные прикосновения словно умышленно были призваны обострить все органы чувств до предела. Даже самые лучшие фотографии и видео записи не смогли бы передать эту невероятность и великолепие происходящего. Разрушена привычная концепция традиционных выставок моды. Светом, словно кистью, прорисовывались очертания нарядов подчеркивались линии, формы и усиливались экзотические фактуры. Огромные свето-видео инсталляции и трехмерные проекции служили фоном для представленных произведений. Использование множества зеркал и переотражений разрушили границы видимого пространства, погрузив зрителей в тревожный, хрупкий, местами пугающий и от этого ещё более прекрасный и романтический мир визуальных иллюзий. Звуки больше походили на опасную мелодию шорохов, далеких стонов, шагов и пульсирования в висках. И словно сам начинаешь чувствовать, как в такт им, сердце то замирает, то ускоряет биение. Ни для кого не секрет, что рассматривание копий и репродукций никогда не сравнятся с созерцанием оригиналов. Искусство моды - не исключение. Даже презентация на подиуме, в силу своей непродолжительности, не даёт столь полного впечатления. Там происходит стремительное действие, а здесь погружаешься в философию. Другой уровень восприятия, когда можешь увидеть всё в деталях, подробно, каждый стежок, ощутить почти физически, как будто бы прикосновение к ткани, ведь всё это - кропотливый ручной труд.

Я покинула выставку ошеломленной. Безумие. Восторг. Испуг. Вдохновение... Я не ожидала подобных ощущений. Моё личное восприятие творчества Александра Маккуина всегда было то неоднозначным, то неопределенным, но чаще отрицательным. И всё это от того, что, как часто случается с человеком, живущим в реальном мире, хотим мы того или нет, но наш разум находится в плену повседневности, или рамок приличий, моральных норм, запретов и других шаблонов поведения. А если и нет... То нами руководят соображения практичности, рациональности, полезности и цели конечного
применения всего, что попадается на глаза и оказывается в наших руках. Именно поэтому многих противников британского дизайнера объединяет одна черта: они оценивают его работы с точки зрения непосредственного использования здесь и сейчас. И безусловно, как эпатажного возмутителя всеобщего спокойствия. До сегодняшнего дня я была в рядах этих людей...

Но когда вдруг искусство перестало быть искусством и превратилось в нашем понимании только в материальную форму, например, одежду? Разве одежда может быть такой? Или это ещё один социальный шаблон: "одежда - значит только одевать"? Но стоит лишь освободить свой разум от этого предрассудка, как сознанию открываются новые горизонты и всё окружающее становится совершенно иным. Модели, созданные дизайнером - это больше, чем просто одежда - это целый мир, сказка, волшебная фантазия, подобно тому, как придумывает свой уникальный мир писатель, или художник,
или музыкант. Наверное, поэтому каждое дефиле Александра Маккуина становилось грандиозным спектаклем, разрушая таким образом привычные границы скучных модных показов.

И если бы моей задачей стало кратко охарактеризовать его творчество, основываясь на увиденном, то я сказала бы, что этот уникальный в своём роде человек раздвинул границы нашего восприятия не только моды, красоты и искусства, но и самовыражения, и даже целого мира. Он смог бы научить нас быть смелыми, не бояться и не обманывать самих себя. Подобно маленькому ребёнку, которой ещё не знаком с тем, "как следует", "как надо" и "как принято", его движения не ограничены глупыми правилами, его сердце ещё не успело испугаться, и он творит искренне, как видит и чувствует, так и Александр Маккуин создавал с чистого листа только свою реальность… 
 
Романтический разум (The Romantic Mind)
"Чтобы нарушать правила, нужно хорошо знать их. Для этого я здесь - нарушать правила, но сохранять традиции."

Александр Маккуин











Романтическая готика и Кунсткамера
(Romantic Gothic and Cabinet of Curiosities)
"Иногда люди находят мои работы излишне агрессивными. Но я не считаю их таковыми. Я рассматриваю их как романтические, но связанные с тёмными, скрытыми гранями личности."
Александр Маккуин



















































Романтический патриотизм

(Romantic Nationalism)

"Я патриот Шотландии, потому, что моя страна слишком много испытала за свою историю. А во всём мире её воспринимают только как родину национального блюда "хэггис" и волынок. И никто никогда не вкладывал что-то иное в слово "Шотландия"

Александр Маккуин
















Романтическая экзотика

(Romantic Exoticism)

"Мне хочется честно говорить о мире, в котором мы живём, и мои политические взгляды проявляются в моих работах. Мода может быть нетерпимой и жестокой, если она принимает одежду другого народа за маскарадный костюм. Это приземленно и старомодно. Давайте ломать эти барьеры!"

Александр Маккуин













Романтический примитивизм

(Romantic Primitivism)

"Я пытаю уделять большое внимание силуэту. Изменить его - это значит изменить наше представление о том, как мы выглядим. Всё, что я делаю - просто смотрю на древне-африканские племена, на то как они одеваются, на их ритуалы. В своих коллекциях я придерживаюсь этих канонов."

Александр Маккуин










Романтический натурализм

(Romantic Naturalism)

"Меня всегда привлекала механика природы, что в большей или меньшей степени присутствует в моих работах"

Александр Маккуин

















К выставке выпустили большой фотоальбом. В следующей публикации, в рубрике "Библиотека фотографа", я расскажу об этой книге, о том как необычно проводилась, с первого взгляда простая, фотосъемка в формате каталога. И конечно же, будут представлены иллюстрации в хорошем разрешении.

Мне хотелось бы выразить огромную благодарность моей маме Ольге Максимовне Корчажкиной, учителю английского языка и автору научных работ по проблемам перевода произведений русской классической литературы на английский язык, за помощь в переводе оригинальных материалов выставки и высказываний Александра Маккуина,
моему любимому мужу Диме Мартынову, талантливому программисту, за помощь в публикации объёмного материала репортажа в несговорчивое и недружелюбное пространство Live Journal (в течение трёх суток сайт не принимал запись).

Интернет-источники фото- и видеоматериала:
  1. http://www.metmuseum.org/
  2. http://www.alexandermcqueen.com
  3. http://www.vogue.it/en
  4. http://ology.com/
  5. http://www.catwalkqueen.tv/
  6. http://www.newyorksocialdiary.com/
  7. http://www.missomnimedia.com/
  8. http://models.com/
  9. http://erinadempseydesign.wordpress.com/
  10. http://kentonmagazine.com/
  11. http://rockthetrend.com/
  12. http://stylerumor.com/
  13. http://www.womanaroundtown.com/
  14. http://fashionindie.com/
  15. http://www.washingtonpost.com/lifestyle
  16. http://fashionista.com/
  17. http://www.jm-fashgasm.com/
  18. http://readnewyork.com/
  19. http://www.examiner.com/new-york
  20. http://whatsthenewblack.blogspot.com/
  21. http://www.biancaso.com/

гении, мир моды, alexander mcqueen, photo, Лондон, картинки, Англия, Метрополитен, livejournal, Америка, Нью-Йорк

Previous post Next post
Up