фото 1tv.ru.
Счастье, что Высоцкий, Хмельницкий, Абдулов, Фарада, Ронинсон, Филатов не застали этого. Светлая память Театру на Таганке. Тот театр умер давно - вместе с Высоцким.
Когда театр умирает, возможно, стоит менять его название и начинать свою историю с белого листа. Оставляя в музее театра легенды и рассказы о трагедии судеб, часто поломанных этим же театром.
Спектаклю "Добрый человек из Сезуана", с которого собственно и началась история театра, на июньских гастролях в Чехии предшествовал мастер-класс Юрия Любимова - открытая репетиция для студентов и профессуры театральных вузов и прессы.
Неожиданно актеры отказываются продолжать репетицию, пока не получат гонорар за гастроли. После препирательств с Любимовым, они получают деньги. Любимов не выходит после спектакля на поклоны к публике. А в фойе театра, один из актеров публично передает Любимову расписку о полученных деньгах с подписями всех актеров. Любимов отказался с ними работать и пообещал перенести выяснение отношений в Министерство культуры.
UPD. "Это было последнее, что переполнило чашу моего терпения, - сказал Юрий Любимов. - Я еще раз подтверждаю свое окончательное решение - оставить театр. Я не намерен больше работать с этим коллективом. Пускай ими руководит профсоюз, с меня хватит этого безобразия, унижений, нежелания работать, а лишь получать деньги. Позором закончилась эта гастроль, причем, за границей, перед глазами возмущенных чехов, которые говорили, что если бы они не видели это сами, то никогда бы не поверили, что актеры "Таганки" так могут себя вести. Это, безусловно, потеря престижа страны, престижа русского театра."
Юрий Любимов поставил более 50-ти спектаклей: "Гамлет", "А зори здесь тихие...", "Павшие и живые", "Пугачев", "Жизнь Галилея", "Послушайте", "Мастер и Маргарита", "Дом на набережной", "Борис Годунов", "Шарашка", "Самоубийца", "Медея", "Евгений Онегин"... Ему 93 года.
http://www.rian.ru/culture/20110625/393234260.html.
UPD/UPD. Ультиматумов не было. Во время репетиции со стороны Любимова звучали оскорбления в адрес артистов. Мэтр называл их быдлом и оккупантами и повторял, что не зря русских не любят. Все это в присутствии чешских студентов, режиссеров и прессы. Артисты заявляют, что им не были выплачены пражские суточные. Суточные в Градце Кралове они получили из рук директора фестиваля. Ситуация с невыплатой гонораров и суточных на гастролях повторяется уже несколько лет. Труппе говорится, гастроли имиджевые. Так было в Италии и в Санкт-Петербурге. В Праге труппа не выдержала. Супруга мэтра послала всех на три буквы. Финансовый вопрос был решен после спектакля. Феликс Антипов: «История с гонорарами повторяется. Народу надоело терпеть. Когда я с ним разговаривал еще в Градце Кралове, он сказал, что мы уже все получили (суточные в Градце Кралове). Оказалось все не так.».
http://www.prague-express.cz/news-main/9975-scandal-taganka-in-prague.html. Отсюда
http://pavelrudnev.livejournal.com/1140592.html.
Из книги Юрия Любимова "Рассказы старого трепача" (2001)
«Доктор Живаго» Б. Пастернака, 1993
Я читал роман впервые в самиздате, читал очень быстро. И помню, что больше всего мне врезались стихи в память. Там стихи поразительные. И прекрасные пронзительные страницы есть: на могиле матери, когда у мальчика умерла мать. Смерть матери, когда он на могиле плачет. Потом прекрасные есть воспоминания Пастернака, как он едет с отцом, когда умер Толстой, как они едут в поезде, как он смотрит на природу в окошко - замечательно. Белая равнина и маленькие елочки, разбросанные как крестики. Поэтому, может, потом я и стал через поэзию либретто писать бессознательно, потому что либретто я писал, главным образом здесь, в Иерусалиме.
Потом я ездил сперва с первым актом к Альфреду и читал ему первый акт, а потом читал второй, потом читал все вместе. Но мы все дни работали - я у него по два, по три дня жил - в Гамбурге все было.
Стихи его вспоминаются:
Мело, мело по всей Земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
В каждом стихотворении есть тема смятения, тема предчувствия вот этой страшной чумы, то есть прихода этой злосчастной революции, которая погубила Россию …
Основной цвет «Доктора Живаго» - белый, черный, красный - растянутые цвета, поэтому это не такая жесткая гамма.
Он очень актуален, просто даже странно, потому что то же самое назревает сейчас, то, что он описал, предчувствуя катастрофу, которая надвигается. Он пережил ее как поэт, он тонко чувствовал все, но с этой стороны как-то никто не рассматривает роман, что он удивительно повторился сейчас трагически.
Поначалу, когда мы играли в большом зале, мне показалось, что отношение публики хорошее, то есть может быть форма - они не ожидают, они пришли в драматический театр, а видят музыкальный спектакль. Там есть стихия музыки прекрасная, с моей точки зрения, и там очень важные проблемы затрагиваются. Поэтому наши интеллектуалы, которые бывали на «Живаго», считали, что очень важно, чтоб этот спектакль люди смотрели. Он заставляет их думать по поводу всего, что сейчас происходит. И когда я его делал, мне тоже казалось, что он сейчас более важен, чем когда он был написан. Это же не роман, это итоги и размышления. Как у Сомерсета Моэма, «Подведение итогов» есть прекрасная книга. И поэтому я и ввел туда поэзию. И Блока. Потому что иначе, чем через музыку, нельзя было делать. И я считаю, что это важно очень для театра - играть «Живаго», потому что там появилось нечто новое в развитии театра. Новое, что характер приобретает дополнительную емкость через музыкальные метафоры, вот эти повторы интонаций: «Стрельников-расстрельников». И когда идет о нем разговор, то идет тема, как в музыкальных спектаклях - Стрельникова, тема этого типа Комаровского - «Что на тебя произвело впечатление?» - «Звук Комa-ров-ский.» Вот эти музыкальные вещи. И актеры, кото?рые обладают этим даром: Антипов, Шаповалов, - они все поняли, - Золотухин, Агапова, которая хорошо поет, ей Бог дал голос такой своеобразный. И тот же Эдисон Денисов сказал, что он не ожидал, что так артисты могут петь. Но даже дело и не в Эдисоне, хотя приятно получить такой комплимент, а в том, что это целая линия театра, и она дает особый колорит, лицо театру. И может быть, это лицо в самом начале и заметили и Ноно и Аббадо, и отсюда и мои все постановки и оперные, которых штук тридцать по всем странам.
И немцы прекрасно слушали это. Без титров, без всего.
Их завораживала музыка.
Сейчас он в старом зале зажат. Ему тесно в маленьком зале. Все-таки я всегда же отталкиваюсь во многом от пространства, в котором я работаю. И от актера требую, чтоб он ощущал себя в пространстве, потому что иначе они нарушают композицию. Я так берег новый театр и не открывал стену в «Трех сестрах», потому что я ее берег для «Бориса …» И поэтому, конечно, мне было обидно, когда они сразу открыли ее в «На дне», как только я перестал работать.
http://taganka.theatre.ru/actors/zolotuhin/6187/